Цель логистики состоит. Смотреть страницы где упоминается термин цель логистики

Т.в. (т.в с.) - одна из главных целей логистики (см. [Л 43]).
Взаимодействие двух отмеченных выше принципов калькуляции издержек и прибыли в части, связанной с логистикой, привело к необходимости с четкой последовательностью разработать наиболее экономичную для фирм схему товародвижения. В первую очередь определяются цели логистики и альтернативы их реализации. Затем намечаются функции, выполнение которых должно привести к достижению поставленных целей, и исчисляются связанные с ними затраты для каждого альтернативного варианта. На заключительной фазе разработки логистической схемы, исходя из критерия сравнительной эффективности таких вариантов, производится выбор наиболее приемлемого из них.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики 1990-х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли . Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики - процесс непрерывный и динамичный.
Две противостоящие цели логистики - высокая готовность к поставке и низкие затраты на складирование - при разделении их на целевые функции и параллельные ограничения могут быть сформулированы в виде двух возможных сочетаний
Цель логистики заключается в том, чтобы нужные товары имелись в нужном месте, в нужном количестве, в нужный момент. В экономике логистику считают искусством управления материалопотоком, т.е. потоком продукции от источника до потребителя. Естественно, проходя этот путь, материалопоток испытывает воздействие различных организаций, фирм, посредников, связанных с распределением продукции , снабжением, транспортом, запасами, складским хозяйством.
Какова цель логистики как научного направления
Главной целью логистики является доставка продукции соответствующего качества и соответствующего количества точно в срок, при относительных минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также получение, обработку и передачу информации.
Необходимо подчеркнуть, что главная цель логистики является выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель логистики конкретизируется подцелями. Вот важнейшие из них.
Что является главной целью логистики
Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяют на три группы.
Итоговые результаты Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды. Проекты систем, отвечающие целям логистики нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества , в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.
В области закупок целью логистики является
Цель логистики считается достигнутой, если выполнены перечисленные выше правила, т. е. нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.
Основная цель логистики заключается в доставке требуемого ресурса от поставщика (источника) к потребителю по наиболее эффективному из возможных вариантов (нужный ресурс в необходимом количестве требуемого качества в нужное время с минимальными затратами максимально возможному количеству потребителей).
Что является целью логистики
Рассмотренные отечественные и зарубежные системы управления материальными потоками объединяет одно качество - они решают внутрипроизводственные задачи управления товародвижением и являются микрологистическими системами . В то же время каждая из них нацелена на выполнение главным образом одной из целей логистики и потому является локальной, узконаправленной системой.
Целью логистики запасов является обеспечение снабжения потребителей разных уровней требуемыми материальными ценностями в определенном количестве и установленного качества, причем это должно происходить в виде непрерывного процесса.
Целью логистики является организация в пространстве и во времени материальных потоков с минимальной затратой ресурсов, которая обеспечит максимальное удовлетворение запросов потребителей. Основными задачами логистики являются организация материальных потоков предприятия оптимизация загрузки производственных мощностей оптимизация затрат на производство и реализацию изготовленной продукции экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков . Чтобы выполнить цели и задачи логистики в рамках предприятия, строят логистические системы.
Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).
Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы глобальные и частные (локальные) задачи.
Каковы цели логистики как научного направления и что подразумевает под собой научная основа логистики
В чем главная цель логистики и как она интегрируется в стратегические цели хозяйственной организации
Целью логистики складирования является организация эффективной системы складирования.
Четвертая цель логистики состоит в том, чтобы достичь укрупнения объемов перевозки. Транспортные расходы - это объединенная крупная статья расходов логистики, представляющая почти 58% от общих затрат . В целом, транспортные расходы возрастают в зависимости от расстояния, размера партии и подверженности товара повреждениям. Транспортные расходы на единицу веса уменьшаются по мере увеличения размера партии на длинных пробегах. Многие системы логистики спроектированы под использование высокоскоростного, надежного транспортного средства для того, чтобы достичь высококлассного обслуживания, правда, при огромных затратах. Максимальное укрупнение объемов перевозки может помочь снизить транспортные расходы . Укрупнение может быть достигнуто посредством объединения мелких партий в одну большую, предназначенную для длинного пробега (т. е. на длинную дистанцию). Партия товара , отправленная на длинную дистанцию, затем разбивается для доставки товара каждому отдельному заказчику. Хотя всегда существуют затраты на местное распространение, все равно наблюдается значительная экономия средств при объединенной перевозке на длительные дистанции. Максимальное укрупнение требует сотрудничества для того, чтобы сгруппировать малые партии товара . Такое сотрудничество должно вписываться в рамки общей цепочки ценности.
Пятая цель логистики состоит в том, чтобы стремиться к постоянному улучшению качества. Управление качеством - это главный элемент во всех отраслях производства. Дефектный товар или плохое обслуживание снижает возможности получения дополнительной прибыли. Как только товар приблизился к конечному потребителю , расходы логистики на хранение и транспортировку не могут быть покрыты, если товар непригоден. В действительности, если качество продукта или услуги снижается как до, так и во время логистических операций, то
Последней целью логистики является поддержка товара на протяжении всего жизненного цикла . Некоторые товары продаются без какой-либо гарантии того, что продукт будет действовать, как сказано в рекламе, в течение конкретного временного периода. В действительности некоторые товары, такие как, например, копировальное оборудование, приносят большую часть прибыли в послепродажный период, в ходе технического обслуживания и обеспечения запчастями и расходными материалами. Значение поддержки в течение жизненного цикла варьируется в прямой зависимости от потребителей и товаров. Для фирм, продающих товары длительного пользования или промышленное оборудование, поддержка товара на протяжении жизненного цикла составляет обязательное требование, а также одну из крупных статей расходов логистики. Способность систем логистики поддерживать продукт на протяжении его жизненного цикла должна быть тщательно спроектирована. Как было отмечено ранее, возвратная логистика , учитывая растущее внимание к заботе об окружающей среде во всем мире, требует способности к переработке вторсырья и упаковочных материалов.
В этой связи в рамках координационных функций логистики на комбинате выделилось еще одно из ее направлений - оперативное планирование , продиктованное стремление сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия . Суть его состоит в том. что на основании прогноза спроса , корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции , который в итоге и определяет планирование производства , разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.
Задачами планирования являются также поиск путей (стратегий), ведущих к намеченным целям, и определение объема средств, на которые необходимо при этом рассчитывать. Комплекс планов (план по обороту, план по рекламе,
После перехода России на рельсы рыночной экономики в стране началось бурное развитие бизнеса. Однако и до настоящего времени в сфере делового сотрудничества существуют проблемы, касающиеся перемещения и доставки сырья, финансов, информации и готовой продукции. Вопросы организации всех этих процессов относятся к работе отделов логистики предприятия и отдельно взятых логистических компаний. Подобные мероприятия, несмотря на их кажущуюся легкость, достаточно сложны и трудоемки. Именно поэтому работа в логистике требует не только опыта в этой сфере, но и значительного объема знаний.
Определение понятия
Что подразумевает термин «логистика»? Он означает управление потоками информации, финансов и товара. В связи с этим работа в логистике заключена в нахождении наиболее рационального способа перемещения продукта в цепочке, начальным звеном которой является производитель, а конечным - получатель или потребитель. Сложность осуществления данного процесса заключена в необходимости организации строгого контроля. Он должен вестись с момента получения заявки и информации о предстоящих перемещениях до выпуска готовых изделий, их хранения на складе и доставки.
В чем заключается работа (логистика)? Специалист, которому предстоит решение подобных задач, должен выстроить процесс таким образом, чтобы предприятие получило максимальную прибыль, понеся при этом минимальные затраты. Но при этом экономить средства понадобится с умом. Ведь покупатель настроен получить товар самого высокого качества, имеющего разумную для него стоимость. Кроме того, все перемещение продукции должно быть осуществлено в предельные сроки, которые предусматривают соблюдение необходимого уровня качества обслуживания.
Предмет, цели и задачи
Итак, мы рассмотрели понятие логистики. Задачи и функции логистики, а также ее предмет и цели прямо вытекают из данного выше определения. Начнем с предмета этой науки. Им в логистике является управление, осуществляемое над потоками ресурсов отдельного предприятия, а также контроль над состоянием сырья, материалов и товаров. Из этого следует цель данной дисциплины. Она состоит в повышении эффективности деятельности организации, что возможно при нахождении способов максимально выгодного перемещения средств, финансов и товара.
Все работы, выполняемые в логистике, призваны решать следующие задачи:
- управлять движениями товара;
- осуществлять контроль над организованными потоками информации, финансов, услуг и готовой продукции;
- прогнозировать потребность предприятия в ресурсах;
- планировать перемещение материальных ценностей.
Представляют собой укрупненную группу операций по доставке товаров, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей. В их перечень входят:
- работы по формированию хозяйственных связей, необходимых для решения вопроса поставки товара или оказания услуг, а также их развитие, рационализация и корректировка;
- определение направлений и объемов ценностей;
- расчет прогнозных оценок потребности в перевозках;
- размещение, развитие и организация на предприятии складского хозяйства;
- определение оптимального маршрута перемещения товаров через места их хранения;
- в сфере обращения;
- проведение перевозок и сопутствующих им операций в пути следования груза;
- выполнение таких операций, как маркировка и упаковка, погрузка и предварительная подготовка к ней;
- управление операциями по приемке и хранению груза, а также по организации его перемещения мелкими партиями.
Для всех перечисленных выше логистических функций характерны две основные особенности. Они заключены в том, что:
- весь комплекс работ подчинен достижениям единой цели;
- носителями всех этих функций являются субъекты - участники логистического процесса.
Когда же может быть дана оценка эффективности проделанной работы? Функции службы логистики на предприятии оцениваются только на этапе достижения конечной цели.
Создание отдела, управляющего передвижением товара
Роль логистики в работе современного промышленного предприятия достаточно велика. Именно поэтому руководство любой компании должно позаботиться о создании отдела, который будет систематизировать процессы перемещения товаров. Подобное подразделение, находящееся в структуре предприятия, должно внедрять в повседневную жизнь предприятия Служба должна находиться в прямом подчинении руководителя компании.
Предприятия, имеющие подобный отдел, объединяют все функции, без которых невозможно эффективное выполнение заказов, в мощный механизм, с помощью которого решаются задачи любой степени сложности на профессиональном уровне и с большой ответственностью. Но при этом стоит иметь в виду, что работа в отделе логистики не должна быть подменой деятельности соответствующих структурных подразделений. Организационно все звенья управления компанией должны быть построены таким образом, чтобы взаимодействовать со службой, занимающейся вопросами перемещения материальных ценностей. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать деятельность и обеспечит устойчивость предприятия.
Задачи отдела
В должностные обязанности специалистов службы логистики не входит обязанность в устранении сбоев, а также в разрешении конфликтных ситуаций и возникающих проблем. Их функцией является координация и анализ выполнения крупных блоков задач. Управление в логистике представляет собой согласование операций, направленных на достижение основной цели предприятия.
Отдел, координирующий пути перемещения товаров, должен тесно взаимодействовать со всеми функциональными подразделениями фирмы, оптимизируя их деятельность и создавая компании определенную системную устойчивость.
Направления влияния
Отдел логистики, будучи отдельной структурой на предприятии, влияет на решение следующих вопросов:
- взаимодействие с таможенными службами, налоговыми инспекциями и другими государственными органами;
- обработку входящей информации о заказах, существующих клиентах, точках доставки, а также ее переосмысление с целью оптимизации перемещения грузов;
- сырьевые запасы, так как одной из задач, стоящих перед логистом, является своевременное и бесперебойное обеспечение клиентов продукцией, что требует контроля над ее выпуском;
- закупка (она находится под контролем отдела логистики, так как влияет на процесс сбыта).
Несмотря на широкий спектр поставленных перед отделом задач, работа в логистике не означает физической подмены соответствующих функциональных подразделений компании. Ведь, как правило, объемы и количество заказов могут быть таковыми, что они просто не позволят специалисту, призванному координировать потоки материальных ценностей, детально и качественно охватить все грани выполнения поставок. Именно поэтому столь важно понять, что заключается в управлении заказами, а координировать эти процессы должны иные соответствующие подразделения предприятия.
Примеры использования
Насколько востребована данная специальность? Логистика - это незаменимое звено, которое необходимо на любом этапе предпринимательской деятельности. Примером тому может служить организация производства продуктов питания:
- На первом этапе происходит планирование бизнеса. При этом логистика позволяет правильно рассчитать выгоду от размещения производства в выбранном месте. Только специалист данного направления сможет дать ответ на вопрос, рациональной ли явится деятельность с позиции затрат на доставку сырья, а также в связи с удаленностью от их точек нахождения. Стоит иметь в виду, что те задачи, которые предприниматель ставит перед логистом, должны быть решены в самые короткие сроки.
- После открытия производства и начала выпуска готовой продукции понадобится организовать ее сбыт. Планирование в логистике - это весьма важный процесс. Особенно если дело касается скоропортящейся продукции, такой как хлеб, молоко, колбасные изделия. Ведь в данном случае скорость и налаженность процесса сбыта в конечном итоге будет способствовать отсутствию потерь предприятия. Помимо этого, на этапе, когда еще только формируются отношения с клиентами, становится очень важной доставка товара в желаемые сроки.
- Управление сбытом. На данном этапе осуществляется тесное взаимодействие отдела логистики с другими структурными подразделениями предприятия. Наиболее плотно он работает с маркетингом. Управление в логистике представляет собой организацию слаженной деятельности всех структур компании, что обеспечит полное и точное выполнение поставленных задач.
Многогранность
Работа в логистике требует выполнения большого количества операций. В этом и заключается многогранность данной деятельности, которая необходима для следующего:
- заключения и контроля выполнения договоров с покупателями и поставщиками;
- организации перевозки (порой и доставки требуемых материалов);
- контроля управления запасами предприятия;
- решения вопросов, возникающих с органами таможни;
- анализа имеющихся потребностей рынка;
- разработки и заключения договоров с заказчиками, в которых учтены правовые и юридические аспекты.
Взаимосвязь с маркетинговой службой
Работа специалиста по перемещению товара, а также того, кто занимается ее сбытом, особенно тесно соприкасается на этапе реализации произведенной продукции. При этом конечная цель деятельности отделов логистики и маркетинга - повышение объемов продаж при организации наиболее качественного процесса реализации. При этом решаются следующие общие задачи:
- организация и построение сети, распределяющей отгрузку товаров в зависимости от их востребованности, а также минимизация затрат;
- выбор упаковки и тары для товара, чтобы они привлекали клиента и обеспечивали целостность груза;
- разработка ценовой политики, что позволит изменить стоимость товара как в сторону ее уменьшения, так и в сторону увеличения.
Управление перемещением товара
Чем же конкретно занимается работник, у которого специальность - логистика?
Он, состоя в организационной службе предприятия, делает следующее:
- разрабатывает оптимальные маршруты, позволяющие осуществить доставку товара при максимально полной загрузке транспорта, в кратчайшие сроки и с сохранением необходимого качества грузов;
- проводит необходимые расчеты, направленные на сокращение расходов на перевозки, что может быть осуществлено при использовании одного транспортного средства, доставляющего сразу несколько партий грузов в одном направлении;
- отвечает за сохранность товара при его перевозке, что обеспечивается безопасностью маршрута, быстрой загрузкой и разгрузкой продукции, а также расчетом влажностных и температурных условий транспортировки;
- эффективно взаимодействует с другими структурными подразделениями компании, что позволяет увеличить прибыль, сократить затраты и повысить рентабельность.
Задачи служб логистики
Инфраструктура крупного предприятия порой состоит из целого комплекса отдельных объектов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. В связи с этим отдел логистики представляет собой разные службы, контролирующие те или иные сферы деятельности компании. Например, их работа может касаться транспортировки грузов и складского хранения материальных ценностей. При таких служб состоит в организации нормального функционирования всех цепочек, связующих объекты предприятия и обеспечения их грамотного взаимодействия.
Так, транспортный логист ведет работу по планированию маршрутов, а также устанавливает порядок перемещения грузов. Он подготавливает все необходимые документы, которые сопровождают товар, и осуществляет последующий контроль над всеми этапами перемещения материальных ценностей. Кроме того, такой специалист занимается вопросами страхования перевозимых товарных ценностей, а также готовит таможенные документы.
Не менее важной является работа в складской логистике. Она представляет собой организацию деятельности всех терминалов и комплексов, ответственных за хранение продукции и материалов. В обязанности такого логиста входят вопросы определения порядка не только размещения, но и хранения продукции. Кроме того, он должен сформировать четкую схему, позволяющую своевременно обработать товарные и материальные ценности. Опытный логист по складскому хозяйству способен подобрать оборудование для хранения и организовать эффективное использование имеющихся полезных площадей.
Карьерный рост
Менеджеры по логистике, как правило, начинают свою деятельность с должности ассистента. Это помощник, подготавливающий необходимую документацию, а также обрабатывающий различную информацию по каждому этапу перемещения материальных ценностей.
На этом этапе работы человек может определить ту область деятельности, по которой получит развитие его дальнейшая карьера логиста. Однако, для того чтобы подняться на высшую профессиональную ступень, понадобится диплом, подтверждающий получение высшего образования. Каким оно должно быть? Существуют вузы, которые дают профильное образование, но, кроме того, на должность логиста могут претендовать экономисты и специалисты по таможенному делу.
Наиболее востребованными у работодателей являются логисты, получившие международные сертификаты и прошедшие курсы повышения квалификации. При этом хороший менеджер должен обладать отличными аналитическими и организаторскими способностями. При работе с зарубежными партнерами понадобится также знание иностранного языка.
Менеджером, работающим в логистике, может стать только ответственный человек, ведь на его плечи лягут обязанности по обеспечению непрерывной деятельности всей компании. Кроме того, такой специалист должен обладать хорошими навыками общения и легко налаживать контакты с людьми. В работе ему понадобится и такое качество, как стрессоустойчивость. Ведь такой специалист испытывает постоянное давление со стороны перевозчиков, поставщиков и руководства.
О логистике с некоторых пор говорят много и охотно. Грузчики, доставившие бытовую технику из Интернет-магазина, могут с полным основанием утверждать, что они работают в сфере логистики. В той же сфере, что удивительно, работает и замдиректора крупной компании, ответственный за снабжение.
Определение
Логистика – это область человеческой деятельности, в рамках которой осуществляется обеспечение потребителя новыми товарами и услугами.
Происхождение термина «логистика»
В СССР слово «логистика» использовалось исключительно для обозначения одной из отраслей математической логики. Благодаря чему оно приобрело новый смысл? Ведь сейчас логистикой называют еще и сферу бизнеса, которая обеспечивает его нормальное развитие.
В США эта область деятельности до недавнего времени носила название «общее распределение» или «физическое распределение». Появлению нового термина мировой бизнес обязан американской армии. Если верить толковым словарям, то логистикой называют одну из отраслей военной науки – ту, которая занимается вопросами снабжения и передислокации войск. Эффективная система обеспечения является ключом к успеху в военных кампаниях.
Что ж, бизнес испокон веку существовал по законам военного времени. И нет ничего удивительного в том, что логистика сегодня так актуальна.
Разумеется, в коммерции, как и в военном деле, логистика всегда играла важную роль. Просто мы не воспринимали ее как единое целое. Но мы, без сомнения, имели четкое представление о ее функциональных областях – снабжении, транспортировке, складских услугах.
Основная цель логистики
Цель логистики – своевременное удовлетворение потребностей клиентов в необходимых им товарах и услугах, причем не обязательно напрямую.
Чтобы обеспечить потребителя свежей зеленью, необходимо для начала создать все условия для ее выращивания и распространения. В этом заключается второстепенная задача логистики. Если в тепличном хозяйстве отсутствует вода, удобрения и рабочие руки, посетители супермаркета так и не дождутся появления на прилавках новых упаковок лука и салата. Показателями эффективности логистических операций являются высокая скорость поставок, отсутствие сбоев и простоев в работе, гибкость управления и доступность товаров.
Логистика предполагает учет общих затрат. Он упрощает формирование цепочек поставок, благодаря которым осуществляется бесперебойная и своевременная доставка товара клиенту. Раньше общие затраты не учитывались. Впрочем, и цепочек как таковых не существовало.
Функциональные области логистики
Термин «цепочка поставок» тоже стал использоваться не так давно. До этого момента в логистике было принято выделять так называемые функциональные области. И минимизация затрат осуществлялась непосредственно в рамках каждой из этих областей. Так, начальнику транспортного цеха предписывалось заниматься уменьшением затрат на перевозки. Такая «обособленная экономия» оборачивалась для бизнеса большими потерями – например, уменьшение транспортных издержек приводило к тому, что продукты попадали на прилавки магазинов с опозданием.
Вот какие функциональные области принято выделять в логистике:
- Логистическая инфраструктура – это совокупность объектов, для каждого из которых характерны особое географическое положение и ряд особенностей. Например, один из элементов инфраструктуры – фабрика – может располагаться поблизости от источника сырья. Фабрике свойственна та или иная производственная мощность. В то же время склад готовой продукции может находиться далеко от фабрики. Складов вообще может быть несколько, особенно если компания интернациональная. Между всеми объектами, включенными в инфраструктуру, существуют более или менее прочные связи.
- Транспортировка – деятельность по перевозке грузов от одного объекта инфраструктуры к другому. В этой области задействуются все виды транспорта: от автомобильного и железнодорожного до воздушного и водного. К этой же отрасли относятся и трубопроводы, по которым перемещаются газ и нефть.
- Переработка грузов и складирование – важные элементы сложной логистической системы. Сырье, материалы и готовая продукция хранятся в складских помещениях. Иногда склады располагаются в непосредственной близости от завода, на оптовой базе или в магазине. Иногда они удалены от других объектов инфраструктуры. Понятие «грузопереработка» включает в себя все операции по разгрузке, погрузке и перемещению товаров (материалов, сырья) по территории склада.
- Управление запасами. Работники этой отрасли определяют потребности цепочки и, опираясь на полученные данные, производят расчет запасов применительно ко всем объектам инфраструктуры. Благодаря их деятельности потребитель вовремя получает все необходимые ему товары.
- Информационное обеспечение – одна из главных составляющих логистики. Если бы не стремительное развитие информационных технологий, отдельные функциональные области еще не скоро объединились бы в единую систему, которая обеспечивает минимизацию расходов на всех этапах логистической деятельности. Доступность информации – это ключ к эффективному планированию поставок и их точному осуществлению.
Говоря о логистике, нельзя не упомянуть так называемый «функциональный цикл логистики». Это понятие объединяет ряд операций, первой из которых является прием заказа. Иногда за начальный этап цикла отвечает отдельная функциональная область. В некоторой степени она связана с маркетингом.
Особенности организации логистического бизнеса
Разные компании предпочитают разные методы организации. Некоторые самостоятельно осуществляют все логистические операции, другие обращаются за помощью к транспортным фирмам. К расположению складов также предъявляются самые различные требования – иными словами, все руководствуются собственными потребностями и действуют в меру своих возможностей.
Однако уже ясно, что будущее логистики за специализированными компаниями. На эти компании возлагается большая часть логистических функций (в некоторых случаях, впрочем, всего одна иди две). Логистические компании помогают своим клиентам организовывать цепочки поставок. Они принимают во внимание все пожелания партнера. И если руководство предприятия не имеет представления о том, как улучшить ситуацию с поставками – и, следовательно, сделать свой бизнес более доходным, то даже опытные специалисты по логистике вряд ли смогут исправить положение.
Логистика – это отрасль бизнеса, подразумевающая сложные взаимодействия между объектами инфраструктуры. Грамотная, эффективная логистика способствует успеху бизнеса.
1. Определение, цели, и задачи логистики
Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять рассуждать.
Логистика - это наука о планировании организации управления и контроля движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от из первичного источника до конечного потребителя.
Создателем первых научных трудов по логистике принято считать фр. военного, специалиста начала 19 века, А.Жомини, который дал такое определение
Логистика - «практическое искусство маневра войсками»
Россия также внесла значительный вклад в историю развития логистики. В начале 20 века Питерский профессор путей и сообщения издал труд «Транспортная логистика»
В предпринимательской деятельности и экономической литературе зарубежные специалисты выделяют 2 принципиальных направления в определении логистики:
Связано с функциональным подходом к товародвижению
Логистика - управление всеми физическими операциями, которые необходимо выполнить при доставке товаров от поставщика к потребителю.
В широком смысле
Логистика - помимо управлениями операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
Цели логистики:
обеспечение получение (доставки) продукции (товара) в нужное время и место при минимальных возможных совокупных затратах труд-х, мат-х, фин-х ресурсов.
Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении условий:
Нужный товар;
Необходимого качества;
В необходимом количестве доставлен;
В нужное время;
В нужное место;
С минимальными затратами.
Задачи логистики: достижение максимального эффекта при минимальных затратах в условии нестабильности рынка (глобальная задача); (общие задачи) создание интегрированных систем регулирования и управления матер, инф потоками; контроль движения матер потоков; определение стратегии физ.перемещения и технологии; стандартизация полуфабрикатов и упаковки, прогнозирование объема производства, складирования и перевозок; распределение транспортных средств; организация предпродажного и постпродажного обслуживания; оптимизация технологич структуры транспортно - складских комплектов; (частные задачи) создание минимальных запасов; максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах; всемирное сокращение времени пребывания товара в сфере обращения.
. Функции логистики в управлении организацией
Логистическая функция. Это укрупненная группа лог. операций, направленная на достижение целей лог. системы.
Оперативные функции. Связаны с управлением (погрузка, склад-е, транспрт-ка). Операт. функ в сфере снабжения - это управление движением сырья материалов, гот. продукц от поставщика к производ. п/п. Опер. функции в сфере производства - это управление запасами и контроль движения п/ф и комплектующие изделия через все стадии производственного процесса. Операт. функ в сфере распределения - организация и контроль в движении гот. продукции и управление движения готовой продукции от п/п производителя к потребителю;
Координац. функции - это функции координации спроса предложения. Выявление и анализ потребителей в матер. ресурсах различных частей и фаз производства. Здесь логистика занимается анализом рынком на котором действует п/п. обработка данных касающихся заказов продукции, взаимодействие занятых структур доставкой продукции.
. Уровни развития логистики
Первая стадия развития логистики характеризуется следующими чертами:
Управление логистикой наименее совершенно
Организации работают на основе выполнения сменно-суточных заданий
Область действия логистической системы в этот период охватывает организацию, хранение ТМЦ в виде готовой продукции и ее транспортировку
Вторая стадия развития логистики характеризуется управлением потоками, производимых в организации видов продукции по мере их движения от последнего пункта производства до конечного потребителя. Эта стадия включила в функции логистики следующие позиции:
Обслуживание заказчика
Обработка заказов
Хранение готовой продукции на предприятии
Управление запасами готовой продукции
Планирование работы системы логистики
При выполнении задач этой стадии использовались компьютеры, хотя решались задачи не высокой сложности.
Третья стадия развития логистики охватывает логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции (не включая производственную стадию)
К дополнительным функциям на этой стадии относят:
Доставка сырья на предприятие
Прогнозирование сбыта
Производственное планирование
Закупка сырья (добыча)
Управление запасами сырья материалов и комплектующих
Проектирование системы логистики
Четвертая стадия развития логистики относится ко 2-й половине 90-х годов.
Дополнительной функцией логистики здесь становится - увязка логистической операции с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов.
. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности организации
Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны подаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров.
Влияние логистики на расходы связанные с продажей товаров очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддержание деятельности. Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирмы на рынке, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения продукции фирм и конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей.
Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса фирмы. Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, п/ф, комплектующих и готовых изделий.
Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирмы. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирмы и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности.
Цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. Следовательно повышение конкурентоспособности фирмы за счет логистики - процесс непрерывный и динамичный.
. Информационные логистические системы: понятие, требования к формированию
Информационная логистическая система - организационная совокупность взаимосвязанных средств вычислит. техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечения решение тех или иных функциональных задач.
ИЛС делится на 2 группы:
Функциональная группа
Заключается в совокупности логистической системы по отдельным функциям логистики.
Обеспечивающая
Включает такие элементы как: техническое обеспечение, информационное обеспечение (инструкции, справочники), ПО.
Требования к формированию логистической системы:
Стратегия предприятия
Проект логистической структуры
Персонал предприятия
Система показателей для оценки результативности - это внедрение логистической службы
Информационное обеспечение
Для снижения трудоемкости разработки необходимой документации, устранения сублимирования функций рекомендуется унифицировать формы документов.
При построении ИЛС необходимо соблюдать следующие принципы:
Принцип использования аппаратных и программных модулей
Аппаратный модуль представляет собой функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры.
Программный модуль - это элемент компьютерной программы, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении.
Принцип возможности поэтапного создания. Логистические системы постоянно развиваются, меняется набор их функций, увеличивается широта и глубина воздействия.
Принцип четкого установления мест стыка.
Задача ИЛС - обеспечение плавного преодоления мест стыка.
Организация ИЛС включает следующие виды работ:
Организация массивов информации
Определение источников поступления информации
Определение потребителей информации
Определение состава информации
Разработка документооборота
Определение технических средств для передачи информационного потока
Согласование сроков составления, хранения, передачи и обработки информации
Организация информационных потоков
Организация процессов и средств сбора, передачи, хранения и обработки информации.
. Цели и роль информационных потоков в логистических системах
Информационный поток - это совокупность сообщений циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управления и координации логистических операций.
Поток может быть направлен как в одну сторону с материальным потоком, так и в другую в обратном направлении:
опережающий информационный поток во встречном направлении
опережающий информационный поток в прямом направлении
одновременный с материальным информационный поток
Следующий за материальным информационный поток во встречном направлении
Информационный поток характеризует следующие показатели:
Источник информации
Направление движения
Интенсивность потока
Скорость информационного потока
Управлять информационно логистическим потоком можно через:
Изменение направления потока
Изменения скорости передачи информации
Ограничение или увеличение объема информационного потока
Черты информационно логистического потока:
Неоднородность
Множественность подразделения - поставщиков информации
Множественность подразделения - потребителей информации
Сложность осуществления практического обзора маршрутов информации
Множественность числа передаваемых единиц документации
Множественность оптимизации этих потоков
Элементы информационного потока:
Реквизиты - количественные и качественные составляющие информационного сообщения
Документ - обязательное наличие подписи и печати
Показатель - это количественная составляющая
Массив - совокупность однородных данных
Концепция логистики стратегические цели организации направлены на:
Достижение с минимальными затратами максимальной адаптации фирмы к изменяющимся условиям рынка
Повышение доли компании на рынке
Получение конкурентных преимуществ
. Задачи и функции закупочной логистики
закупочный производственный логистика материальный
Закупка - это ответственная организационная функция приобретения материалов или продуктов для производства или перепродажи.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач:
Обеспечение обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать выполнение производственной программы или привести к ее изменению)
Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаток количества поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума)
Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
Функции закупочной логистики:
.определение потребности в товарно-материальных ценностях (ТМЦ)
.планирование объемов закупок
.контроль за запасами ТМЦ и их планирование
.организация технологического процесса закупок, включая составление и анализ заявок и размещение их у выбранных поставщиков
.оформление товарно-транспортной накладной документации
.аналитический учет ТМЦ
В литературе более подробно рассматривается первая функция: определение потребности в ТМЦ:
В общем виде потребность в готовой продукции или товаре на планируемый период определяется по следующей формуле:
П = Д - Зн + Зк, где
П - потребность;
Д - объем спроса на данный вид готовой продукции в плановом периоде (Математический объем спроса оценивается показателями объема продаж);
Зн - ожидаемый запас данной ГПр на начало планового периода;
Зк - нормативный переходящий запас ГПр на конец планового периода.
. Выбор поставщика, требования к надежности поставщика
Этика - наука о морали, ее сущности и принципах.
При выборе поставщика фирмы руководствуются разными критериями: цена, качество, местонахождение, периодичность поставок и т.п. В случае если при выборе целесообразно учесть 2 или более критерия можно воспользоваться методом интегральной многофакторной оценки.
Имеется два основных критерия выбора поставщика:
Стоимость приобретения продукции или услуг
Качество обслуживания.
Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Кроме основных критериев существуют и дополнительные. К ним относятся:
Удаленность поставщика от потребителя
Сроки выполнения текущих и экстренных заказов
Организация управления качеством продукции у поставщика
Способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течении всего срока службы поставленного оборудования.
Кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др.
Договор купли-продажи содержит комплекс условий по правам и обязанностям сторон:
Предмет контракта включает наименование, количество и краткое описание товаров, базисные условия поставки.
Цена и общая сумма контракта. Одним из факторов, влияющих на цену является применяемое базисное условие договора купли-продажи.
Условия платежа. В современной торговле все расчеты за оптовые товарные поставки осуществляются в безналичной форме между банками продавца и покупателя по их письменным инструкциям и приказам.
Сроки поставки
Транспортные условия контрактов.
Страхование. В зависимости от условий договора эта обязанность лежит либо на продавце, либо на покупателе.
Методы выбора поставщика.
Балльный метод - определяется наибольшее значащие критерии для оценки поставщиков. Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Где сумма баллов максимальная, тот поставщик имеет большую значимость, чем другие.
Другой подход - определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.
Расстановка приоритетов - по результатам работы поставщиков производится их фактическая оценка. Для этого: - выбираются наиболее важные критерии оценки;
выбирается метод измерения деятельности поставщика; - определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов. Ведение переговоров. В результате должен быть достигнут выигрыш как для поставщика, так и для покупателя. Отношения поставщика и потребителя складываются на основе партнерства. Хороший поставщик - доставляет товар вовремя, обеспечивает надежность и качество, стабильность, выполняет обещания, держит покупателя в курсе дела.
Хороший потребитель - заказывает вовремя, обеспечивает постоянный спрос, платит аккуратно, точно определяет спецификацию, доверяет поставщику и строит свои отношения на взаимопонимании. Соглашение. В результате осуществляется подписание контракта или договор поставки - соглашение, по которому одно юр. лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому юр. лицу (потребителю) в собственность продукцию обусловленного ассортимента и качества в требуемом количестве, а потребитель - оплатить продукцию. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должен оплатить неустойку.
Осуществляется контроль за поставками.
. Сетевые методы планирования реализации логистических задач
Сетевые графики и модели являются одной из наиболее распространенных форм оптимизации временных параметров логистических цепей. Среди них наиболее удобными являются секторный метод и табличный метод построения сетевых графиков.
Секторный метод:
Событие - это явление или момент, итог какого-либо процесса, является началом или окончанием работы
Работа-действие - это некий процесс, происходящий во времени и требующий затрат ресурсов.
Работа-ожидание - это процесс, происходящий во времени, но не требующий ресурсных затрат.
Работа-зависимость - (фиктивная работа) - это логистическая связь между 2-мя или несколькими событиями.
Правила построения сетевого графика:
В сетевом графике только исходные события не имеют входящих стрелок.
В сетевом графике только конечные события не имеют входящих стрелок, т.е. должно быть одно событие, которое является конечным.
Каждая работа должна иметь предшествующее или последующее событие.
На сетевом графике не должно быть контуров и петель, когда событие соединяется с самим собой.
Любые 2 события должны быть непосредственно связаны только одной работой, иначе возникает параллель работы, которую могут отличить по ресурсам. В этом случае рекомендуется использовать фиктивную работу.
В секторном способе событие делится на 4 части сектора.
С верху по часовой: № события, позднее начало (ПЗ), дата, раннее начало (РН)
i - 1 событие, j - 2 событие
РО ij=РНij+Тij
Т - продолжительность работы
Если к одному событию подходит сразу несколько работ, раннее начало последующей работы будет определено так:
ПОjk= maxРОij
Для проверки правильности расчета модели используется определение поздних сроков, которые считаются в обратном порядке:
ПОкон= maxРОкон
ПН ij =ПО ij -Т ij
Если в данном событии окажется несколько значений ПН, в связи с наличием нескольких работ, то выбирается в качестве позднего окончания работы min.
ПО ij = min ПНjk
Для расчетов общих резервов R используются следующие формулы:
R ij =ПН ij -РН ij
R ij =ПО ij -РО ij
R - показывает на сколько можно удлинить время работы или перенести сроки ее выполнения, не изменяя при этом длительность критического пути.
Общие резервы работ на критическом пути=0
Частные резервы (r)
r ij =РН jk -РО ij (=РНjk-РН ij -Т ij)
Расчет частных резервов показывает, на сколько можно удлинить время выполнения данной работы или перенести сроки ее выполнения, не меняя при этом РН последующей работы
Табличный способ расчета сетевого графика:
Алгоритм:
Строится сетевая модель, упорядочивается нумерация событий.
Проставляются временные характеристики
Данные модели заносятся в таблицу
Правила заполнения таблицы:
Таблица заполняется со 2-й графы (ход работы). Коды работ записываются в такой последовательности, чтобы 1 цифра образовала упорядоченное множество натуральных чисел по возрастанию.
Графа 3 (Т) заполняется на основании временных параметров модели.
Заполняется 1 графа (количество предстоящих работ), для этого берут 1 цифру кода данной работы и ищут ее не 2-м месте в кодах предшествующих работ.
Для расчета РО данной работы берется 1 цифра кода и находится эта цифра на 2-м месте в кодах выше стоящих работ. При это РО предшествующей работы и станет началом данной. Что подсчитать РО данной работы к ее раннему началу добавляют продолжительность. Если данной работе предстоит несколько работ, то выбирают наибольшее РО среди представленных работ.
Для расчетов поздних сроков рабаты выполняются в обратном порядке, в графу 7 (ПО) напротив все работ, которая оканчивается на последнюю цифру хода работ, ставится максимальное значение, РО последнего события.
Для определения частного резерва работают с графами 2, 3, 4, 5, берут 2 цифру кода данной работы и отыскивают ее на первом месте кодов последующих работ, из РН найденной работы вычитают РН данной работы и продолжительность данной работы.
Для определения общего резерва из ПН данной работы вычитают РН данной работы.
. Аутсорсинг: понятие, задачи, анализ видов деятельности на актуальность аутсорсинга
Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг - это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Таким образом, аутсорсинг - это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении.
Считается, что внешнему исполнителю могут быть переданы практически любые функции предприятия. На практике наиболее распространенными видами аутсорсинга является передача следующих функций:
·бухгалтерский учет <#"justify">Безусловно, актуальность темы аутсорсинга для российских компаний трудно переоценить - всего за несколько лет аутсорсинговые схемы стали одной из неотъемлемых составляющих успешных бизнес стратегий. В условиях нынешнего экономического кризиса перед российскими компаниями очень остро стоит вопрос сокращения издержек и аутсорсинг тут является очень полезным инструментом. Специалисты даже предсказывают бум на данном сегменте рынка и есть большой потенциал для роста. Но все же российский рынок здесь имеет свои проблемы, которые затормаживают развитие данного рынка. Если западные подходы к аутсорсингу основаны на больших долгосрочных контрактах, крупных центрах аутсорсинга, то в России пока этот рынок не сформирован и может получить свой вектор развития при условии адекватной поддержки со стороны государства, которое может поспособствовать проявлению больших аутсорсинговых центров. Второй причиной отсутствия сегодня устоявшейся модели аутсорсинга является разный уровень зрелости бизнес-процессов российских компаний. Рынок крупных аутсорсинговых контрактов возможен в экономике, где практически все компании имеют сравнимый уровень формализации бизнес-процессов.
Главная цель аутсорсинга заключается не в экономии средств (т.к. плата за услуги аутсоринга, в большинстве случаев может превышать затраты на содержание «своего» сектора), а в возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и людские ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.
В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта <#"justify">Таблица. Сравнение объекта и предмета исследований в области маркетинга и в области логистики
Сравниваемые характеристики маркетинга и логистикиМаркетингЛогистикаОбъект исследованияРынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг.Материальные потоки, циркулирующие на этих рынкахПредмет исследованияОптимизация рыночного поведения по реализации товаров или услугОптимизация процессов управления материальными потоками.Методы исследованияМетоды исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугамСистемный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении производственными и экономическими системами.Итоговые результатыРекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды.Проекты систем, отвечающие целям логистики: нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества, в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.
. Распределительная логистика: понятие, задачи, функции
Распределительная логистика (или сбытовая логистика) - неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
Состав задач распределительной логистики на, микро- и макроуровне различен.
На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:
Планирование процесса реализации;
Организация получения и обработки заказа;
Выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
Организация отгрузки продукции;
Организация доставки и контроль за транспортированием;
Организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
Выбор схемы распределения материального потока
Определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
Определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории;
Ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
Функции:
Определение покупательского спроса и организация его удовлетворения;
установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказания услуг потребителям;
построение распределительной структуры распределительных каналов;
накопление, сортировка и размещение готовой продукции;
транспортировка готовой продукции;
управление запасами;
выбор рациональных форм товародвижения;
поддержание стандартов качества готовой продукции и логистического сервиса;
мониторинг и информационная поддержка распределения.
Распределительная логистика и ее золотые правила:
Максимальное приближение к точкам сбыта;
Для наиболее эффективного решения задачи распределения, необходимо использовать минимальное количество учетно-договорных единиц (у.д.е - логическая единица с определенными характеристиками - вес, габариты, прочность);
Если нельзя избежать создания стационарного склада, то он должен располагаться в логистической цепи в центре консолидации (центр консолидации - место группировки готовой продукции или разделения на части).
. Производственная логистика: понятие, задачи, функции
Производственная логистика - это обеспечение качественного, своевременного и комплексного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Она ограничена рамками предприятия.
К производственным логистическим системам относятся:
Промышленное предприятие
Оптовое предприятие
Узловая, грузовая станция
Морской порт и др.
Любая относительно крупная организация обладает основными и вспомогательными подразделениями, которые объединены общей системой менеджмента. Основные подразделения занимаются выполнением операций по основному виду деятельности. Вспомогательные подразделения представляют собой инфраструктурные элементы организации. Через инфраструктурные подразделения организация формирует внешние хозяйственные связи и осуществляет внутреннее взаимодействие своих структурных элементов.
Производственный цикл - это период времени между моментами начала и окончания производственного процесса, применительно к конкретному виду продукции.
Длительность производственного цикла во многом зависит от движения материальных потоков, которые бывают последовательными, параллельными и параллельно-промышленными.
На длительность производственного цикла влияют: формы технологических специализаций производственных подразделений, система организации производственных процессов и прогрессивность применяемых технологий.
Самой главной чертой, оказывающей влияние на производственный цикл является тип производства в зависимости от числа видов конечной продукции в натуральных показателях:
Позаказное производство - характеризуется универсальным оборудованием и высококвалифицированным персоналом
Серийное производство
Мелкосерийное
Среднесерийное
Крупносерийное
Серия - есть партия, чем выше серийность тем ниже универсальность оборудования и ужу специализация работников.
Массовое производство - необходимое специализированное оборудование, конвейеры, поточные линии. Малое число видов продукции при большом объеме. Логистическая концепция организации производства основана на следующих правилах:
Отказ от избыточных заказов
Отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций
Отказ от изготовления серий изделий, на которые нет заказа покупателей
Устранение простоев оборудования
Обязательное устранение брака
Устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок
Превращение поставщиков из противоположной стороны в доброжелательных партнеров
планирование и диспетчирование производства, на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
разработка планов-графиков производства;
разработка графика выпуска продукции, согласованного со службами снабжения (закупок) и сбыта;
установление нормативов незавершенного производства и контроля за их соблюдением; - оперативное управление производством;
контроль за количеством и качеством продукции;
участие в разработке и реализации производственных нововведений;
контроль за себестоимостью производства готовой продукции.
Функции:
§Координация действий участников логистического процесса заключается в формулировании и доведении целей управления материальными потоками до отдельных подразделений, в согласовании отмеченных целей с глобальными целями предприятия и обеспечении на этой основе совместной слаженной работы всех звеньев логистической цепи.
§Организация материальных потоков в производстве предполагает формирование и установление пространственных и временных связей между участниками товародвижения, а также создание системы управления материальными потоками на предприятии.
§Планирование материальных потоков включает выполнение таких подфункций, как научно-техническое и экономическое прогнозирование, разработка программы действий и детализация планов. Прогнозирование предшествует собственно разработке планов и составлению программы действий. Оно выполняет задачу по оценке будущих тенденций состояния внутрипроизводственной логистической системы.
§Контроль за ходом процесса товародвижения в рамках внутрипроизводственной логистической системы, как функция управления материальными потоками осуществляется по каналам, определяемым организационной структурой предприятия, и состоит в непрерывном наблюдении за ходом процесса товародвижения по установленным параметрам. Для этого осуществляются сбор и обработка информации о состоянии материальных потоков, выявляются и анализируются отклонения от плановых заданий по выполнению производственных заказов, делаются выводы о степени соответствия проведенных работ поставленным задачам. Устранение выявленных отклонений обеспечивается путем регулирования.
§Регулирование хода выполненных работ включает в себя следующие операции: анализ нарушений графика работ по выполнению производственных заказов и вызвавших их причин, разработку программы устранения отклонений и мер, обеспечивающих ее реализацию. Отмеченные операции осуществляются одновременно и в единстве составляют механизм регулирования материальных потоков.
14. Тянущие и толкающие логистические системы
Толкающие системы в производственной логистике подразумевает, что предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего не заказываются.
Материальный поток «выталкивается» покупателю по команде из центрального звена управления.
Тянущие системы в производственной логистике предполагают, что ТМЦ подаются на последней технологической операции с предыдущим по мере необходимости, т.е. после поступившего заказа.
Толкающие модели управления характерны для традиционной системы производства (в случае с массовым или серийным производством). Возможность внедрения логистики в таких системах появилась в связи развитием информационных технологий. Ароматизированные систему управления производством (АСУП) позволяет планировать и координировать деятельность производственных подразделений.
Примером автоматизации толкающих систем является MRP - это общепринятая идеология, технология и организация управления промышленными предприятиями.
Преимущества MRP:
Обеспечивают текущее регулирование и контроль производственных запасов.
В реальном масштабе времени позволяет согласованно и оперативно корректировать планы и действия отдельных служб организации
Недостатки: подразумевает создание значительных буферных запасов между производственными стадиями организации.
Тянущие системы не подразумевают установление текущих производственных заданий. Каждое последующее производство подразделяет определенный объем деятельности исходя из заказа последнего звена.
Преимущества:
Отказ от избыточных запасов
Информация о возможности быстрого приобретения материалов
Высокая дисциплина поставок
Замена политика продаж производственного товара на политику производства
Задача полной загрузки мощностей
Минимизируются партии ресурсов, заказываемые у поставщиков, при этом сокращаются расходы на складирование и оформление заказов.
Сокращение всех видов простоев и внутрипроизводственных перемещений
Сложности при внедрении тянущих систем:
Потребность в точном прогнозирование спроса
Желателен коротаний производственный цикл
. Основные системы управления запасами
Управление запасами - это оптимизация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия. Управление запасами <#"justify">В момент достижения порогового уровня размер заказа определяется по следующей формуле:
РЗ = МЖЗ - ПУ + ОП,
РЗ - размер заказа, шт.;
МЖЗ - максимальный желательный заказ, шт.;
ПУ - пороговый уровень запаса, шт.;
ОП - ожидаемое потребление до момента поставки, шт.
Модель «Минимум - Максимум» работает следующим образом: контроль за уровнем запасов делается периодически, и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ. При ближайшем рассмотрении этих моделей видно, что первая модель довольно устойчива к увеличению спроса, задержке поставки, неполной поставке и занижение размера заказа. Вторая модель устойчива к сокращению спроса, ускоренной поставке, поставке завышенного объема и завышенного размера заказа. Третья модель объединяет все плюсы двух первых моделей.
Для получения ответа на вопросы: когда и сколько заказывать материалов, необходимо рассчитать объем резервного запаса и оптимального размера заказа. При расчете объема резервного запаса (РЗ) рассматривается два случая: спрос на продукцию (Tд) - детерминированная или случайная величина. В первом случае:
З = Пд x Tзп,
где Tзп - время возможной задержки поставки. Во втором, время поставки и время возможной задержки поставки - детерминированы. Значит ежедневный спрос за предыдущий период определяется как математическое ожидание и дисперсия. Время между моментом размещения заказа и моментом его получения
(Q): Q = Tп + Tзп.
Спрос за время равен сумме ежедневных спросов, если более 4-х дней, то суммарный спрос распределен по нормальному закону с математическим ожиданием
(Пq) = Q * M(Пд),
и дисперсией D(Пq) = Q * M(Пд).
Зададимся вероятностью возможного дефицита, по таблице нормального распределения находим, значит
Таким образом, находим уровень резервного запаса из условия, что вероятность возможного дефицита будет не более заданного.
Выше были рассмотрены однопродуктовые модели. В реальных ситуациях заказы делаются не на отдельные виды продукции, а на множество с одними транспортными расходами. При переходе к многопродуктовой ситуации расчеты резервного запаса и оптимального размера заказа не меняются. В этих случаях более жизненными являются вторая и третья модели.
16. Транспортная логистика: понятие, задачи, функции
Транспортная логистика - это перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками. Транспорт - связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов. Затраты на создание любого товара складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара конечным потребителем. Большую часть стоимости составляет так называемая «цена перехода», т. е. наценки каждого звена в цепи производитель - конечный покупатель. Наценка такого перехода может составлять 15 - 20%.
К задачам транспортной логистики в первую очередь относят такие, решения которых усиливает согласованность действий непроизводственных участком транспортного процесса. Актуальность в решении таких задач возникает в случае, когда объем транспортной работы выделяют в большой самостоятельный массив.
К задачам транспортной логистики относят также:
Выбор вида транспортных средств;
Выбор типа транспортных средств;
Совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
Определение рациональных маршрутов доставки.
Функционируя в условиях рыночной экономики, транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) должны быть нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.
Таким образом, благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса.
В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.
Перемещение грузов - это изменение их местонахождения при соблюдении принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов, т. е. "связывают" капитал. Транспортировка требует и финансовых ресурсов - в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта.
Таким образом, данная функция транспортировки определяет ее главную цель - доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению информации о грузах в пути.
Хранение грузов как функция транспортировки происходит в случаях целесообразности экономии средств на повторной перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвижного состава), недостаточности складских мощностей и необходимости изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахождения грузов в пути.
В общем, использование транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но вполне оправдано с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна, если нет иных возможностей для хранения, либо если допустимо удлинение сроков доставки.
17. Информационные логистические продукты и их применение
(Material Requirements Planning)
MRP системы, интенсивная разработка теории которых осуществлялась с начала 60 годов, в настоящее время присутствуют практически во всех интегрированных информационных системах управления предприятием.
В настоящее время использование современных интегрированных систем на Российских предприятиях пока не нашло широкого распространения, тем более функциональности планирования материальных ресурсов (MRP)системы разрабатывались для использования на производственных предприятиях. Если предприятие имеет дискретный тип производства (Сборка на заказ - ATO, Изготовление на заказ - MTO, Изготовление на склад - MTS, Серийное - RPT), т.е. когда для выпускаемых изделий имеется ведомость материалов и состав изделия, то использование MRP системы является логичным и целесообразным. Если предприятие имеет процессное производство (Process Industry, Continuous-Batch Processing), то применение MRP функциональности оправдано в случае длительного производственного цикла.
Основная идея MRP системы
Основная идея MRP систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве.
Основным преимуществом MRP систем является формирование последовательности производственных операций с материалами и комплектующими, обеспечивающей своевременное изготовление узлов (полуфабрикатов) для реализации основного производственного плана по выпуску готовой продукции.
Основные элементы MRP
Основные элементы MRP системы можно разделить на элементы, предоставляющие информацию, программная реализация алгоритмической основы MRP и элементы, представляющие результат функционирования программной реализации MRP.
MRP II (Manufacturing Resources Planning)
Системы MRP II являются дальнейшим развитием систем MRP и ориентированы на эффективное планирование всех ресурсов производственного предприятия. В общем случае можно выделить следующие направления:
Планирование бизнеса
Планирование производства
Формирование основного производственного плана-графика
Системы MRP II предполагают вовлечение в информационную интеграцию финансовой составляющей (планирование бизнеса). В системах MRP II предполагается специальный инструментарий формирования финансового плана и составления бюджетных смет, прогнозирования и управления движением денежных средств, на основании которых определяется возможность реализации производственного плана с точки зрения наличных и предполагаемых денежных средств.
ERP системы
ERP системы (Enterprise Resources Planning), как дальнейшее развитие интегрированных информационных систем управления предприятием кроме вышеуказанной функциональности, как правило, включают планирование ресурсов распределения (DRP I, DRP - II), и ресурсов для проведения технологического обслуживания и выполнения ремонтов.
Системы DRP обеспечивают оптимальное решение (планирование, учет и управление) транспортных задач по перемещению материально-технических ресурсов и готовой продукции.
Кроме этого, для MRPII и ERP систем характерно наличие специальной подсистемы управления реализацией долгосрочных проектов (Project Management), предполагающей полнофункциональное планирование материальных ресурсов, трудовых ресурсов, оборудования, формирования сетевых графиков работ, управление ходом выполнения и фактурирование реализуемых проектов.
. Системы управления запасами «канбан» и «точно в срок»
Система КАНБАН.
KANBAN - в переводе означаеткарточка. Впервые система была разработана Тойота-моторс, в начале 60-х г.
Сущность системы в том, что все производственные подразделения, включая линии конечной сборки, снабжаются материалами ресурсами только в том кол-ве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа подразделения потреб-ля.
Средствами передачи информации в этой системе служат 2 вида пластиковых карточек:
) карточка отбора, в которой указывается кол-во деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки или сборки.
) Карточка производственного заказа, в которой указывается кол-во деталей, которое должно быть изготовлено или собрано на предшествующем участке.
Информационная система KANBAN включает не только карточки, но и производственные, транспортные, снабженческие графики, технологические карты, информационно-световые табло, системы контроля качества, системы выравнивания производства.
Результаты внедрения системы KANBAN: сокращение производственных запасов на 50% и товарных запасов на 8%.
«Точно в срок»
Одной из самых известных концепций транспортной логистики является концепция точно в срок (just-in-time, JIT). Появление этой концепции относят к концу 1950-х годов. Она основана на довольно простой бинарной логике управления запасами, в которой потоки материальных ресурсов тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции.
Подобная синхронизация есть не что иное, как координация снабжения и производственного менеджмента. В дальнейшем концепция была успешно применена в дистрибуции, системах сбыта готовой продукции, а сегодня - и в макрологистических системах.
В идеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше и не позже), что исключает излишние запасы как на производстве, так и в дистрибуции. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и, соответственно, производственной программы.
В концепции точно в срок существенную роль играет спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов (компонентов), полуфабрикатов и готовой продукции. Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющих данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции. Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание.
В соответствии с этой концепцией поставщики становятся по существу партнерами производителей готовой продукции в их бизнесе. Для эффективной реализации технологии JIT компании должны работать с надежными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой.
. Основные функции и задачи складов в логистической системе
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Современный крупный склад - это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры, перерабатываемых грузов склады относят к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня - логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.
Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.
К основным функциям склада можно отнести следующие:
Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом - создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.
Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществить функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства.
Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:
подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
. Что понимается под эффективной логистикой в организации
Что же такое логистика?
От ответа на этот вопрос часто зависит успех компании, так как даже существует мнение, что 21-й век будет веком логистики. У такого мнения есть все основания, так как многие бизнесмены воспринимают логистику как «панацею» для решения многих проблем, в частности ликвидации «бардака». Наверное, это слишком большое преувеличение роли логистики, но всё же говорит о важности роли логистики в бизнесе.
Пока одного общепринятого определения логистики не существует.
ЛОГИСТИКА - наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
Настоящее определение было сформулировано и принято Первым Европейским Конгрессом по логистике, проходившем в Берлине с 20 по 22 марта 1974 года.
По-моему, логистика - это мировоззрение под определённым ракурсом. Это взгляд на бизнес через «призму издержек». Это Система, которая связывает, организует, контролирует, координирует и оптимизирует все элементы бизнес-структуры, с целью получения максимальной эффективности предприятия в целом.
Если упрощённо, логистика - это система управления затратами всего предприятия. С этой целью, применяется «процессорный подход», который, по сути, является «конвейером», в котором вся работа на предприятии разделяется на элементарные операции.
Такой экономический взгляд на этот «конвейер» понимается как логистическая технология. Перекос в сторону технологий можно наблюдать в организации крупных розничных сетей, в которых логистика теряет свою гибкость и креативность.
Логист управляет затратами! Но чтобы управлять затратами их необходимо знать в режиме «реального времени». Это практически невозможно сделать без поставленного управленческого учёта.
И ещё один может быть самый важный вопрос: «А где же Человек? Какое место он занимает в логистической системе?» Человек, должен быть над технологией. Поэтому система мотивации сотрудников должна быть в основе логистики компании. Именно люди, а не компьютеры, обладают креативностью, поддерживающей логистику компании на передовых позициях. В компаниях с «технократичным» подходом к логистике система мотивации сводится к «прайсу штрафных санкций».
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Цель логистики - обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляет физическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворении потребностей организации в производственных ресурсах. При управлении логистической системой используются три основные концепции системного подхода:
1) концепция общих затрат;
2) концепция предотвращения подоптимизации;
3) концепция финансовых обменов.
Четыре условия, выполнение которых необходимо,
чтобы достичь основной цели логистики:
1) поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;
2) определенное договором установленное время;
3) определенное место поставки;
4) минимизация общих затрат.
Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.
Виды логистических потоков:
1) информационные и материальные;
2) транспортные и людские;
3) финансовые и энергетические и др.
Предмет изучения логистики - оптимизация материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков, обеспечивающих производственно-коммерческий процесс, осуществляемая с позиции единого целого, т.е. минимизации издержек во всей логистической системе, а не в каждом отдельном ее элементе (цепи, блоке).
Задачи логистики определены в зависимости от of ее применения:
1) запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);
2) транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);
3) складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);
4) информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).
В зависимости от выполняемых функций и задач логистику можно подразделить на:
1) макрологистику - область применения логистики, в которой решаются проблемы анализа рынка поставщиков и потребителей, выработки принципа распределения, размещения складских помещений в сфере обслуживания, выбора вида транспорта и транспортных средств, организации транспортировок, выбора маршрута, формирования и выбора движения материального потока, определения пунктов доставки, отгрузки и разгрузки готовой продукции, полуфабрикатов, комплектующих, сырья и материалов;
2) мезологистику - область применения логистики, где осуществляется интеграция нескольких логистических систем нескольких фирм одной отрасли в единую логистическую систему;
3) микрологистику - область применения логистических функций, где определяются локальные вопросы в пределах отдельных элементов логистической системы и осуществляется управление материальными и другими сопутствующими потоками на внутрифирменном уровне. Микрологистика осуществляет операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами и направлением движения материалопотоков внутри предприятия.