Модели поведения. Сущность моделирования поведения Моделирование поведения с помощью современных технологий
Условно можно выделить три группы.
В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми),эмпатичность (способность к сопереживанию),рефлексивность (способность понять другого человека) и красноречивость(способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием "умение нравиться людям". Обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания личного имиджа.
Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению .
К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда данный опыт помогает ей обострить интуицию на ситуацию общения.
Какая-либо самоуверенность и стереотипное поведение негативно воздействуют на восприятие людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во многих случаях имидж - это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а в связи с этим правильного выбора своей модели поведения.
В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель или, как говорят психологи, паттерн поведения. Модель воспринимается как единое целое.
Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; к примеру, печальная новость, о которой сообщается с ироничной интонацией.
В жизни каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, но среди множества моделей имеются такие, которые осмысляются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели.
Этикетные модели свойственны каждой профессии .
К примеру, этические требования, предъявляемые к врачу и дипломату, различаются между собой.
Стратегические модели фактически представляют из себярекомендации о том, как себя вести для того, чтобы достичь какой-либо цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику для того, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.
Необходимость изобретения поведенческих стратегий обусловлена проблемами, возникающими в процессе общения. Эффективность процесса общения зависит от множества факторов, имеющих человеческую природу. Мы из всего разнообразия рассмотрим лишь, один из важнейших, который лежит в базе многих стратегий, - отношение партнера по общению к самому себе . Это крайне важно потому, что в уровне самооценки, в соотношении самооценки и оценки окружающих кроется немало трудностей. К примеру, если человек по жестам окружающих замечает, что их чувства не соответствуют, его представлениям, то он расстраивается. Появляются шаблоны поведения для защиты своего собственного "я", так называемые защитные механизмы.
В качестве защитного механизма может появиться нечувствительность к критическим замечаниям, перенос своих негативных чувств на других людей, рационализация собственных неразумных поступков. Эти реакции мешают взаимопониманию и взаимодействию. Для того чтобы не вызвать у партнера ощущения угрозы и не спровоцировать его на психологическую защиту, нужно помочь человеку в осознании того, как мы воспринимаем его поступки. И здесь огромную роль играет обратная связь. Обратная связь - это информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Приведем несколько тезисов из книги польского психолога Е. Мелибруда, в которой раскрываются условия эффективного механизма обратной связи.
"1. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде всего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера.
2. Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключениях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не создавайте иллюзии, что ваши выводы объективно отражают реальность.
Старайтесь высказаться скорее в описательном ключе, чем в форме оценок...
Описывая поведение другого человека, старайтесь не пользоваться категориями "ты всегда...", "ты никогда...".
Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конкретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не на историях далекого прошлого.
Старайтесь давать как можно меньше советов: лучше высказывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.
Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что должна быть ценным для него, а не то, что может принести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не манипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязывать.
Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользоваться ею.
Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспечения обратных связей был подходящим... Важно выбрать для этого удачное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями. По этой причине нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать возможности собеседника.
Помните, что давать и принимать обратные связи можно при наличии известной смелости, понимания и уважительного отношения к себе и другим".
Ваше мнение о партнере должно быть выражено так, чтобы не вызвать у него и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувств обиды, возмущения и протеста. Это особенно важно, в случае если мы имеем дело с человеком внутренне незрелым, чрезвычайно неуверенным в себе, тяжело переживающим любую критику. Следует иметь в виду, что не только тот, кто страдает "комплексами", требует осторожного, тактичного обращения. Каждый, даже вполне уверенный в себе человек, нуждается в подтверждении собственной значимости в глазах окружающих. Ничто так болезненно не переживается, как неуважение к личности и оскорбление чувства собственного достоинства.
Напротив, обратная связь, в которой фиксируются позитивные качества человека, обладает колоссальным положительным потенциалом.
Только сознавая заложенные в себе позитивные задатки, веря в возможность их развития, человек может уважать себя и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств человека вызывают у него, как правило, ответную симпатию, настрой продолжить общение, идти навстречу пожеланиям собеседника. В этом случае, в случае если мы действительно уважаем и ценим другого человека, то выражение подобных чувств не только нравственно оправданно, но и желательно для обоих партнеров.
Но в случае, в случае если психологическая поддержка осуществляется только для того, чтобы получить одностороннюю выгоду (она становится средством манипуляции сознанием и поведением другого человека), то нравственная оценка, безусловно, будет негативной.
Большую популярность в нашей стране, как и в США, на родине автора, получили советы Д.Карнеги, сформулированные им в книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" (М., 1989).
Вот некоторые из советов: "Будьте искренне заинтересованы в других людях"; "Запомните, что имя человека является для него самым приятным словом"; "Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значительность, и сделайте это искренне "; "Покажите, что вы уважаете точку зрения собеседника. Никогда не говорите ему, что он не прав"; "Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему"; "Обращая внимание на ошибки человека, не делайте это "в лоб"; "Прежде чем критиковать другого, говорите о собственных ошибках";
"Давайте возможность человеку спасти свое лицо"; "Хвалите человека за каждое его, пусть незначительное, достижение. При этом будьте искренни и щедры на похвалу" и т.д.
Другая важная психологическая идея, которая лежит в базе стратегической модели , - это идея о крайне важно сти самоподачи, самопрезентации. Партнер по общению действует в соответствии со своими планами исходя из своего определения ситуации. Для того чтобы общение протекало по желаемому плану, каждый из его участников должен подать себя в соответствии со своим замыслом. Мы осуществляем самопрезентацию сознательно или бессознательно, прямо или косвенно.
К примеру, мы можем делать это прямо, называя при знакомстве с человеком свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение. Самопрезентация может осуществляться и косвенно, с помощью намеков и высказываний ("когда я в последний раз был в Париже..."), костюма, подчеркнуто элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.
Деловая сфера - самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что в ней все субъекты общения выступают в официальных статусах, неотвратимо предопределяющих выбор их моделей поведения. В итоге ее участники ориентированы на достижение какого-либо делового эффекта.
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательном создании имиджа фирмы или делового человека. Подобное отношение к нему "вмонтировано" в менталитет людей, независимо от занимаемого ими места на служебной лестнице. Имидж выступает как составная часть культуры делового общения. Без него наивно рассчитывать на серьезные успехи в бизнесе, а также пользоваться достойной репутацией в различных кругах общества. Обретение привлекательного имиджа - не самоцель для делового человека.
При этом овладение им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.
Модели поведения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Модели поведения" 2017, 2018.
Инструментальный аспект игры предполагает то, что игра формирует желаемое поведение человека, давая ему возможность получения опыта, знаний, совершения ошибок в игровой реальности, которые обойдутся дешевле реальных промахов. Поэтому ниже мы будем говорить об игровом моделировании поведения. Прежде чем говорить о нем, дадим определение понятия "поведение" и рассмотрим примерную схему его формирования. Поведение человека представляет собой совокупность поступков и определяющих эти поступки причин. Формирование человеческого поведения на редкость сложный механизм. Первые попытки уставить причинно-следственную связь также уходят в глубину веков. Сегодня в менеджменте рассматривается не менее десятка теорий мотивации, так или иначе объясняющих причинность человеческих поступков. Наибольшее распространение и практическое применение из них получила процессуальная теория детерминации поведения (рис. 3).
Рис. 3.
Механизм детерминированности или причинности поведения включает в себя следующие понятия.
Нужда, потребность - ощущение нехватки чего-либо. Классификацию потребностей можно посмотреть по пирамиде Маслоу: жизнедеятельности и безопасности, общения, самоутверждения и самореализации. Исследователями выделяется до 44 потребностей. Они делятся на основные и инструментальные, то есть вспомогательные. Например, богатство, материальное состояние, деньги - это инструментальная потребность, так как они нам нужны, чтобы их потратить на что-то более важное - физиологические потребности, социальной статус и т.д.
Задействованные, активные потребности называются актуализированными.
Интерес - это конкретизированная потребность с намеченными путями ее удовлетворения. Человек испытывает интерес к событиям, которые отвечают его актуализированной потребности. Интересы обусловливаются исторической эпохой. Например, если современный человек голоден, он испытывает интерес к магазинам и ларькам. Древний человек засматривался бы на животных и растения.
Традиции - исторически сложившиеся правила поведения и критерии оценивания поступков. Традиции обеспечивают стабильность общества, держат его в определенных рамках. Традиции меняются крайне медленно.
Нормы - общепринятые на данный момент времени схемы и стандарты поведения, по которым также производится оценка поведения. Нормы меняются достаточно быстро. В каждом мелком сообществе формируются свои нормы, иногда отличающиеся от общесоциальных норм поведения.
Ценности - обобщенные представления людей о целях, смыслах и нормах своего поведения, которые составляют ядро культуры. Есть вечные ценности, которые передаются генетически. Они запечатлены в виде архетипов. Есть ценности данной эпохи, группы людей. Они транслируются в процессе общения. Ценности базируются на потребностях, но отличаются от них социальным признанием и одобрением. Ценности указывают куда стремиться, нормы и традиции - как достигать цели. Потребности являются движущей силой.
Потребности, пройдя состояние интереса, согласованные с ценностями, нормами и традициями, формируют мотивы поведения.
Мотив - состояние предрасположенности, готовности действовать определенным способом. Считается основной причиной для выбора поведения, поскольку аккумулирует в себе воздействия норм, традиций, ценностей и важнейших интересов (потребностей) человека. Но мотив - это еще не действие, а возможность действия. Как возможность действия мотив может сохраняться сколь угодно долго. Окончательно поступок формируется в конкретных условиях, которые могут стимулировать или, наоборот, остановить его в последний момент.
Стимулы - это внешние воздействия на процесс принятие решения. Стимулы могут усилить выгодность поступка для человека или наоборот нейтрализовать мотивы. Например, штраф за переход улицы в неположенном месте может удержать человека от нарушения правил дорожного движение.
Исходным пунктом любого поведения являются потребности. Задействуя или актуализируя какую-либо потребность, можно побудить человека к действию, то есть заинтересовать. Обычно процесс актуализации заключается в прямом или косвенном напоминании: "ты голоден?", "в отличие от тебя, я защищен", "некоторые считают, что мы будем идеальной парой" и т.д.
На последующем этапе моделирования человеческого поведения важны и традиции, и ценности, и нормы. Они определяют то, как человек будет удовлетворять свою потребность.
Умело создавая или транслируя нужные ценности, нормы и традиции, можно направить человеческого поведения в нужное русло. На этом строится управление современной фирмы через создание организационной (корпоративной) культуры.
Организационная (корпоративная) культура - это искусственно созданная совокупность ценностей, норм, традиций, легенд и мифов для усиления заинтересованности сотрудников в качественной работе фирмы. При усвоении ключевых положений корпоративной культуры происходит отождествление интересов своих и предприятия, формируются соответствующие мотивы.
Например, работник изо всех сил спешит на работу не потому, что будет выговор, а потому что "у нас не принято".
Трансляция культуры осуществляется по большей части игровыми методами через неформальное общение, совместные действия.
В принципе, общество с помощью норм и традиций тоже моделирует желаемое стандартное поведение. Немаловажную роль в этом формировании играют ритуалы, обычаи, обряды - совместные празднования, повторение исторических событий или их отражение в культурных процессах в связи с годовщиной.
По некоторым признакам данные действия могут быть отнесены к играм.
Во влиянии на поведение конкретного человека можно выделить стимулирование и мотивирование (создание мотивации). Многие авторы западных теорий управления отождествляют эти два понятия, хотя несмотря на некоторое сходство в них изначально заложены принципиальные отличия.
Стимулирование как процесс внешнего воздействия, создания выгодности действовать тем или иным способом дает лишь одноразовый эффект. Мотивация как процесс создания внутренне заинтересованности человека в тех или иных действиях создается дольше, сложнее, однако и ее влияние на поведение человека носят более длительный и эффективный характер. Стоит отметить, что постоянное систематическое стимулирование, поощрение, способствует формированию устойчивого интереса, что уже может быть отнесено к формированию мотивации.
В качестве отдельного направления в моделировании поведения можно выделить манипулирование. Манипулирование -- синоним управления, но с негативным оттенком. При манипулировании воздействие происходит так, что объект управления не осознает истинных целей субъекта управления и совершаемого действия. Человека как бы используют. Обычно манипулирование совершается через утаивание корыстных интересов манипулятора.
Формирование мотива, столкновение мотивов со стимулами и принятие решения по поводу поступка протекает в нашем подсознании. Периодически человек проводит сознательную ревизию причин своего поведения с помощью интеллекта (религии, психоаналитика). Это называется рефлексией. Рефлексия - процесс самоосознания, а также оценки и корректировки поведения. Понятие рефлексии синонимично обратной связи в информационных системах.
Суть игрового моделирования поведения заключается в том, что в игровой реальности, где происходит игровое действие, человек становится перед выбором, необходимостью совершить поступок. Причем, как мы уже рассматривали ранее, для большинства из нас игровая реальность и действительность равноценны. То есть, принимая решение в игровой реальности, мы задействуем привычные нам потребности, ценности, ориентируемся на знакомые нам традиции и нормы. Кроме того, наблюдая в игре других игроков, мы можем перенимать их традиции, ценности, нормы, сравнивать нашу и их реакцию на стимулы. Такое наблюдение увеличивает количество нашего жизненного опыта.
Таким образом, в игровой реальности создается или опробуется некоторый макет, образец поведения, элементы которого потом будут использоваться человеком в действительности, что дешевле, быстрее и безболезнее реального опыта. Причем игровой опыт практически равноценен действительному опыту (рис. 4).
С помощью игры можно смоделировать любой вид поведения - социальное, экономическое, организационное, трудовое и деловое. Объектами игрового моделирования могут быть социально-экономические, организационно-управленческие системы, их отдельные элементы, любые жизненные ситуации.
Особенностью игрового моделирования поведения является частичное или полное его протекание в идеальном. То есть часть условия воображается игроками. Качество игрового моделирования напрямую зависит от гибкости интеллекта. Побочными результатами игрового моделирования может стать пробуждение творческого начала. Более того, в игровом пространстве могут быть актуализированные дополнительные потребности - самореализации, самоутверждения, творчества.
Если игровая реальность достаточно точно имитирует ограниченное количество возможных ситуацию, то речь может вестись о тренинге (прил.).
В структуре игрового моделирования можно выделить часть, построенную на личном опыте обучающегося, и часть, строящуюся на чужом опыте. В хорошо организованной и проведенной игре граница между ними не ощущается, поэтому происходит органичное усвоение нового материала игроком и включение его в собственный опыт.
Задачи, решаемые общей психологией по определению четких взаимосвязей между восприятием человеком окружающей его действительности и реакцией на эту действительность, сводятся в том числе и к моделированию различных ситуаций, которые могут возникнуть при определенных условиях. Это моделирование необходимо для того, чтобы изучить поведение человека в тех или иных ситуациях. Все подобные эксперименты безусловно представляют определенную ценность для нас, давая нам больше знаний о самих себе. Благодаря этим экспериментам, люди знают о некоторых закономерностях поведения человека, уже не приблизительно, а точно, и разумеется, из всех этих наблюдений и выводов, сделанных на их основе, формировались основные принципы управления людьми, манипулирование ими, общий принцип взаимоотношений, и так далее. Человек, в чьем подчинении находятся другие люди и которому, несмотря ни на что, удается их контролировать, определенно знает и понимает больше них. Поэтому то, что не устраивает одного человека или группу людей, вовсе не означает неверное к ним отношение, если они при этом продолжают находиться в подчинении.
Но я хочу заострить ваше внимание на другом вопросе — на подстройке модели поведения под каждую конкретную ситуацию, с целью максимально выгодно преобразовать ее для себя. Мы же в конце концов люди, а не животные, и должны пользоваться своими отличительными качествами, дающими нам преимущество. Меня всегда поражали психологи, проводящие полное сравнение поведения человека с поведением животных, утверждающих, что в принципе нет никакой разницы, и те методы, что работают на животных, полностью применимы и к людям. Если нет разницы, тогда почему мы так сильно отличаемся и живем совершенно разными жизнями, более того, люди друг от друга отличаются, и очень сильно, живя, опять-таки, разными жизнями. Конечно, поведение животных может отражать поведение человека, в общем плане нас объединяет то, что мы все живые существа, и, тем не менее, только к совершенно бессознательному человеку, можно относиться как к существу, реагирующему определенным образом.
Если вы предсказуемы, значит вы живете бессознательной жизнью, и вас в принципе можно изучать по крысам, мышам, обезьянам, и так далее, над кем только эксперименты не проводят психологи. Но если вы думаете, а не реагируете, попробуй вас раскуси, попробуй манипулировать вами, применяя к вам различные психологические приемы воздействия. В военкомате да и в самой армии, молодые люди тестируются с помощью специальных анкет, по которым потом определяют может ли идти человек в караул, какой он вообще по характеру и многое другое, я уж и не помню всего, что мне говорил военный психолог. Только вот лично для меня все вопросы в этих анкетах были настолько очевидными, что я в качестве эксперимента по нескольку раз проходил все эти тесты, дабы доказать себе и другим психологам, что на человека понимающего и видящего что от него хотят, это не проверка его психики.
Так собственно и оказалось, я с легкостью смог создать о себе самые противоположные впечатления по своему усмотрению, в то время как подавляющее число молодых людей проходят тест бессознательно, что и позволяет их тестировать по разработанной определенным образом методике и определять их возможности. В принципе, реакции конечно у нас являются первичным откликом на внешние раздражители, и скрывать их от опытного человека, прекрасно разбирающегося в психологии сложно. Однако ваше конечное решение, имеет гораздо большее значение для развития событий в вашей жизни и то, насколько обдуманным оно будет, зависит многое. Вы можете вылезти из любого общепринятого стандарта, вы можете быть настолько непредсказуемыми, насколько сами того пожелаете. Импровизация, вот к чему вы должны прибегать, моделируя свое поведение в тех или иных ситуациях, которые могут требовать от вас совершенно разных качеств.
Люди с гибким мышлением гораздо чаще оказываются в выигрышных ситуациях, находчивость и нестандартное поведение, вот она подстройка под ситуацию, типичное поведение человека разумного. Наше поведение можно изучать по обезьянам, крысам и нам самим, проводя над нами различные эксперименты, однако человек мыслящий, живущий сознательной жизнью, думающий, делающий выводы и прогнозы, всегда будет трудным орешком для любого психолога. Модель поведения такого человека, не будет вписана в учебник по психологии, поскольку невозможно предугадать, к каким выводам он придет в той или иной ситуации, если просто будет думать над ней. Есть у нас конечно инстинкты и условные рефлексы, не без этого, но в таком случае, день и ночь сменяют друг друга, это мы тоже с вами знаем наверняка.
Однако как каждый день и ночь могут быть не похожими на предыдущие, так вроде как управляемый посредством своих природных инстинктов человек, может принимать не стандартные решения, не типичные для большинства случаев. Еще не один гений не сумел разработать такую модель управления людьми, чтобы все были довольны и не противились, никому не удалось избежать насилия в управлении людьми и создать послушное и дисциплинированное общество. Всегда находились те, кто выбивались из общего стада баранов, а это значит, что мы еще далеко не все знаем о себе и своем поведении и не можем его контролировать идеально выгодно для себя. Ситуаций в жизни может быть бесчисленное множество, наука привыкла все проверять посредством экспериментов, то есть воспроизводя что-то, что необходимо доказать, как закономерность.
Каждая последующая ситуация, всегда чем-то но отличается от предыдущей, и даже если в девяти случаев эксперимент был успешным, нет стопроцентной гарантии того, что в десятый раз или даже в сотый раз, не произойдет непредвиденное и все вновь пройдет гладко. Тоже и с людьми, которые вроде бы уже тысячи лет управляются по одной и той же модели, основанной преимущественно на насилии, и эта модель работает, держит людей в подчинении и повиновении, но ведь не всех. И некоторые не просто противятся контролю над собой, они умудряются избавиться от него. Разве люди, обладающие властью, не хотели бы иметь гарантированный способ управлять людьми так, как им вздумается, причем всеми людьми без исключения? Наш мозг и наша психика, это удивительные вещи, которые мы постигаем и пока еще не можем до конца постичь, как только мы перестаем действовать инстинктивно и начинаем реально думать, анализировать и искать вариант наиболее приемлемой для себя реакции, мы непредсказуемы.
Подстройка под ситуацию, это не так сложно на самом деле, главное вам быть адекватным в отношении того, что происходит. Надо понимать такие вещи как корысть в поступках людей, во всех без исключения поступках она есть и мы это должны учитывать, мы должны видеть цели, которые люди преследуют взаимодействуя с нами, мы должны знать методы, согласно которым, люди привыкли добиваться своего. К примеру, разве вы не сможете подстроиться под ситуацию, при которой человек явно хочет вас надуть, желая вам якобы добра, хотя вы понимаете, что никто в этом мире не желает вам добра, обычно под этим маскируют свое желание вас использовать. Что вы сделаете в таком случае, — откажетесь от услуг человека, или укажете ему на его корыстные поступки, раскритикуете, или быть может ему следует подыграть? Как по-вашему, какая модель поведения наиболее перспективна в данном случае, каким образом можно проявить нестандартность, и в то же время не выдавая себя?
Разумеется это последний вариант, при котором вы как лох повелись на уловку того, кто вас пытается надуть, только в это время вы сами его ведете, этакая двойная игра получается, прямо как у шпионов, настоящих шпионов. Этому конечно надо учиться, человек должен иметь не две и не три маски, а столько, сколько будет требовать каждая конкретная ситуация в его жизни. Вот вам и ситуативная модель поведения, когда вы не просто реагируете, прочитав ситуацию, а пытаетесь использовать и используете ее в своих целях. Нет такого понятия как опять одно и то же, есть понятие как еще одна новая ситуация, требующая нестандартного решения, даже если это решение чертовски похоже на стандартное и вы тысячу раз его уже принимали.
Автоматизм приедается, и становится нашим врагом, делая нас предсказуемыми, и не давая возможности действовать по ситуации каждый раз, когда это требуется. Лень заставляет нас искать сходство одной ситуации с другой, и соответственно реагировать, выдавая одно, и тоже решение, на вроде как одинаковые задачи. В общем, от лени надо избавляться и постоянно думать, в жизни это самый важный процесс, свойственный именно человеку, и дающий ему преимущество над остальным животным миром.
В нашей жизни всегда имеются определенные устойчивые параметры поведения.
В течение дня мы совершаем ряд одних и тех же действий: например, некоторые начинают утро с физической зарядки. Таким образом, существует конкретный набор моделей поведения повседневного назначения. Это не исключает "вклинивания" в них каких-то других моделей поведения, обусловленных конкретной обстановкой.
Модель (от франц. modèle) - это образец. Выбор модели поведения не предполагает какой-либо бесчувственной стандартизации человеческих действий, т.е. отсутствие в них живого темперамента, своеобразия мышления, самобытности, привычек. Выбор модели поведения - это воспроизводство таких вариантов его, которые при повседневном общении помогают личности стать коммуникабельной, а потому и привлекательной.
При типологии моделей поведения можно выделить модели поведения в официальном общении и неофициальном (семейном, товарищеском, бытовом). Модели поведения могут быть активного (агрессивного) и пассивного (оборонительного) характера.
Деловая сфера - самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что в ней все субъекты общения выступают в официальных статусах, неотвратимо обусловливающих выбор их моделей поведения. В итоге ее участники ориентированы на достижение какого-либо делового эффекта.
Великому Гете принадлежат слова о том, что поведение - это зеркало, в котором каждый показывает себя. И не только показывает. Существует своего рода талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение окружающих. В этом состоит один из секретов имиджирования. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.
В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель или, как говорят психологи, паттерн поведения. Модель воспринимается как единое целое.
Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; например, печальная новость, о которой говорится с ироничной интонацией.
Этикетные и стратегические модели поведения
На практике каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, по среди множества моделей имеются такие, которые осмысливаются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели.
Этикетные модели свойственны каждой профессии. Например, этические отношения, предъявляемые к врагу и к дипломату, различаются между собой. При основательном знании этических предписаний возникает вопрос: как достичь этого образца, с помощью каких средств? Ответ на этот вопрос дает стратегическая модель.
Стратегические модели фактически представляют собой рекомендации о том, как себя вести для того, чтобы достичь той или иной цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику для того, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.
Необходимость изобретения поведенческих стратегий обусловлена проблемами, возникающими в процессе общения. Эффективность процесса общения зависит от множества факторов, имеющих человеческую природу. К ним относятся психофизические характеристики человека, его мыслительные особенности, черты характера и установки. Одни факторы являются очевидными, и мы учитываем их автоматически, другие требуют специального рассмотрения. Гораздо сложнее выявить и учесть влияние внутренних позиций человека на его поведение с тем или иным партнером.
Рассмотрим один из важнейших моментов, лежащих в основе многих стратегий, - отношение партнера по общению к самому себе. Это необходимо потому, что в уровне самооценки, в соотношении самооценки и оценки окружающих кроется немало трудностей. Например, если человек но жестам окружающих замечает, что их чувства нс соответствуют его представлениям, то он расстраивается. Появляются шаблоны поведения для защиты своего собственного "я", так называемые защитные механизмы.
В качестве защитного механизма может появиться нечувствительность к критическим замечаниям, перенос своих негативных чувств на чужих людей, рационализация собственных неразумных поступков.
Эти реакции мешают взаимопониманию и взаимодействию. Для того чтобы не вызвать у партнера ощущения угрозы и не спровоцировать его на психологическую защиту, нужно помочь человеку в осознании того, как мы воспринимаем его поступки. И здесь огромную роль играет обратная связь. Обратная связь - это информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Приведем несколько тезисов из книги польского психолога Е. Мелибруда, в которой раскрываются условия эффективного механизма обратной связи.
- 1. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде всего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера.
- 2. Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключениях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не создавайте иллюзии, что ваши выводы объективно отражают реальность.
- 3. Старайтесь высказаться скорее в описательном ключе, чем в форме оценок.
- 4. Описывая поведение другого человека, старайтесь не пользоваться категориями "ты всегда...", "ты никогда...".
- 5. Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конкретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не на историях далекого прошлого.
- 6. Старайтесь давать как можно меньше советов, лучше высказывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.
- 7. Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что может быть ценным для него, а не то, что может принести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не манипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязывать.
- 8. Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользоваться ею.
- 9. Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспечения обратных связей был подходящим. Важно выбрать для этого удачное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями. Поэтому нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать возможности собеседника.
- 10. Помните, что давать и принимать обратные связи можно при наличии известной смелости, понимания и уважительного отношения к себе и другим.
Ваше мнение о партнере должно быть выражено так, чтобы не вызвать у пего и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувств обиды, возмущения и протеста. Это особенно важно, если мы имеем дело с человеком внутренне незрелым, чрезвычайно неуверенным в себе, тяжело переживающим любую критику. Следует иметь в виду, что не только тот, кто страдает "комплексами", требует осторожного, тактичного обращения. Каждый, даже вполне уверенный в себе человек, нуждается в подтверждении собственной значимости в глазах окружающих. Ничто так болезненно не переживается, как неуважение к личности и оскорбление чувства собственного достоинства.
Напротив, обратная связь, в которой фиксируются позитивные качества человека, обладает колоссальным положительным потенциалом.
Например, вот что писал в XVIII в. французский моралист Ларошфуко: "Красота, им, доблесть под воздействием похвал расцветают, совершенствуются и достигают такого блеска, которого никогда бы не достигли, если бы остались незамеченными".
Только сознавая заложенные в нем позитивные задатки, веря в возможность их развития, человек может уважать себя и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств человека вызывают у него, как правило, ответную симпатию, настрой продолжить общение, идти навстречу пожеланиям собеседника. В этом случае, если мы действительно уважаем и ценим другого человека, то выражение подобных чувств не только нравственно оправданно, но и желательно для обоих партнеров.
Но в случае, если психологическая поддержка осуществляется только для того, чтобы получить одностороннюю выгоду (она становится средством манипуляции сознанием и поведением другого человека), нравственная оценка, безусловно, будет негативной.
Большую популярность в нашей стране, как и в США, на родине автора, получили советы Карнеги, сформулированные им в книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей". Большая часть его рекомендаций основывается па потребности человека в самоуважении, уважении со стороны собеседника, внимании к его потребностям.
Вот некоторые из советов: "Будьте искренне заинтересованы в других людях"; "Запомните, что имя человека является для него самым приятным словом"; "Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значительность, и сделайте это искренне"; "Покажите, что вы уважаете точку зрения собеседника. Никогда не говорите ему, что он не прав"; "Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему"; "Обращая внимание на ошибки человека, не делайте это "в лоб""; "Прежде чем критиковать другого, говорите о собственных ошибках"; "Давайте возможность человеку спасти свое лицо"; "Хвалите человека за каждое его, пусть незначительное, достижение. При этом будьте искренни и щедры на похвалу" и т.д.
Конечный результат, для которого Карнеги предлагает использовать свои рекомендации, сводится к тому, чтобы извлечь из общения максимум выгоды. В качестве наиболее сильных аргументов в пользу своих советов, автор называет следующие: с их помощью можно получить денежную прибыль, заключить выгодные контракты, сделать успешную карьеру. Некоторые наши соотечественники, ознакомившись с советами Карнеги, не поняли его основной идеи, считая, что в нашем обществе они неприменимы, так как учат лицемерию и ханжеству.
Это, конечно, неверно. Сама по себе данная модель не несет манипуляторской окраски. Она может быть использована и для партнерского взаимодействия, когда обе стороны получают позитивный эффект от общения. В основном, все советы базируются на здравом смысле. Кроме того, яркая форма изложения, множество жизненных примеров, делают книгу Карнеги привлекательной и полезной во многих отношениях.
Другая важная психологическая идея, которая лежит в основе стратегической модели, - это идея о необходимости самоподачи, самопрезентации. Партнер по общению действует в соответствии со своими планами исходя из своего определения ситуации. Для того чтобы общение протекало по желаемому плану, каждый из его участников общения должен "подать себя" в соответствии со своим замыслом1.
Мы осуществляем самопрезентацию сознательно или бессознательно, прямо или косвенно.
Например, мы можем делать это прямо, называя при знакомстве с человеком свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение. Самопрезентация может осуществляться и косвенно, с помощью намеков и высказываний ("когда я в последний раз был в Париже..."), костюма, подчеркнуто-элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.
Как уже было сказано выше, самопрезентация чрезвычайно важна в профессиональном общении.
Критерии отбора модели поведения
Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Это не освобождает нас от персональной ответственности за свое поведение.
Каковы критерии выбора модели поведения?
- 1. Нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективной трактовке морали, в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий как честность, справедливость и совесть.
- 2. Соответствие закону и установленному в обществе порядку. Один из постулатов древнеримского права гласил: "Человек - вещь священная". Какое-либо посягательство на него было недопустимым. Поскольку же оно исходило от самих людей, им предписывалось строить свои взаимоотношения в строгом соответствии с духом и буквой закона.
- 3. Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств.
- 4. Цель, которую ставит перед собой личность.
- 5. Критичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения.
Любое копирование чужого стиля очень опасно. Так, человек с внешними недостатками не может подражать красивым киногероям, знаменитым людям - это будет выглядеть неестественно и нелепо.
6. Половая отнесенность личности. Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин. Так, мужчины ценят в женщине не только внешнюю привлекательность, но и некоторый налет эротичности. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психики, не могут с этим не считаться. В свою очередь, и мужчинам не следует забывать, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают не только интеллектуальную незаурядность и духовное благородство, но и чисто мужскую силу и обаяние.
Женщины и мужчины имеют широкие возможности для нестандартного выбора моделей поведения, привнесения в общение своего природного шарма, но часто забывают об этом.
В более трудном положении обычно находятся женщины. Ведь многие мужчины неохотно принимают их лидерство, отнюдь не беспристрастно относятся к их профессиональным данным. Как правило, чтобы женщине добиться хотя бы половины того, чего достигают мужчины, ей необходимо знать и уметь в два раза больше. Вместе с тем следует предостеречь мужчин от завышенной самооценки. По мнению специалистов по менеджменту, в США сегодня налицо критический дефицит мужчин-лидеров. Его испытывают и другие страны.
Умелое использование критериев выбора моделей поведения вместе с искусным вхождением в свои жизненные роли - одно из важнейших положений имиджелогии.
При создании программной системы недостаточно ответить на вопросы что делает система ? (глава 2) и из чего она состоит ? (глава 3) - требуется ответить на вопрос как работает система ?. Ответ на этот вопрос дает модель поведения . Поведение реальной программы целиком и полностью определяется ее кодом - как программа составлена, так она и выполняется (с точностью до сбоев) - "от себя" компьютер ничего не придумывает. Но программа - это просто запись алгоритма. Таким образом, мы приходим к следующему определению.
Модель поведения (behavior model) ‒ это описание алгоритма работы системы.
Существует множество способов описания алгоритмов, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, и предназначен для применения в различных ситуациях. Например, при описании алгоритмов, которые предназначены для выполнения компьютером, используются языки программирования, но для описания алгоритмов, выполняемых человеком, языки программирования неудобны и применяются другие способы.
Средства моделирования поведения в UML, ввиду разнообразия областей применения языка, должны удовлетворять набору различных и частично противоречивых требований. Перечислим некоторые из них.
- Модель должна быть достаточно детальной для того, чтобы послужить основой для составления компьютерной программы - компьютер не сможет самостоятельно "додумать" опущенные детали.
- Модель должна быть компактной и обозримой, чтобы служить средством общения между людьми в процессе разработки системы и для обмена идеями.
- Модель не должна зависеть от особенностей реализации конкретных компьютеров, средств программирования и технологий, чтобы не сужать область применения языка UML.
- Средства моделирования поведения в UML должны быть знакомыми и привычными для большинства пользователей языка и не должны противоречить требованиям наиболее ходовых парадигм программирования.
Удовлетворить сразу всем требованиям в полной мере, видимо, практически невозможно - средства моделирования поведения UML являются результатом многочисленных компромиссов. Многие авторы критикуют UML за то, что он недостаточно хорош с точки зрения того или иного конкретного критерия ∇ . Но если принять во внимание сразу все противоречивые требования, то, по нашему мнению, следует признать, что на сегодняшний день UML является решением, очень близким к оптимальному. В будущем, по мере развития теории и практики программирования, будет эволюционировать и UML - для этого в языке предусмотрены все необходимые средства.
∇ Мы тоже по ходу дела стараемся отмечать слабые, по нашему мнению, конструкции UML.
Следует подчеркнуть, что средства моделирования поведения в UML не были изобретены вместе с UML - они появились намного раньше и были приспособлены для использования в UML, прежде всего за счет продуманности самого языка, в который изначально были введены средства для его расширения (см. параграф 1.8.4). Тем самым, эволюция средств описания поведения уже имеет место, и этот процесс, очевидно, будет продолжаться!
Описание средств моделирования поведения в UML мы начнем с небольшого отступления на тему одного из разделов дискретной математики - теории автоматов - который послужил теоретической основой средств моделирования поведения в UML.
4.1.1. Конечные автоматы
Конечным автоматом (Мили) называется совокупность пяти объектов:
- конечного множества \(A=\{a_1,\cdots, a_n\}\), называемого входным алфавитом ; элементы множества \(A\) называются входными символами, сигналами, событиями, стимулами или воздействиями;
- конечного множества \(Q=\{q_1,\cdots, q_m\}\), называемого алфавитом состояний ; элементы множества \(Q\) называются состояниями;
- конечного множества \(B=\{b_1,\cdots, b_k\}\), называемого выходным алфавитом ; элементы множества \(B\) называются выходными символами, реакциями или воздействиями;
- тотальной (всюду определенной) функции \(\delta: A \times Q \to Q\), называемой функцией переходов ;
- тотальной функции \(\lambda: A \times Q \to B\), называемой функцией выходов .
Эта несложная конструкция оказывается применимой для адекватного описания очень многих ситуаций. Рассмотрим пару характерных примеров применения конечных автоматов ∇ .
∇ Мы надеемся, что конкретные примеры, приведенные в последующих параграфах этой главы, скрасят академический тон данного параграфа, может быть трудноватого для понимания при первом чтении.
Автоматное преобразование . Пусть задан автомат \(S\), некоторое состояние \(q\) из алфавита \(Q\) этого автомата и входное слово \(\alpha\) в алфавите \(A\). По этой информации однозначно определяется выходное слово \(\beta\) в алфавите \(B\). А именно, по состоянию \(q\) и первому символу слова \(\alpha\) с помощью функции выходов \(\lambda\) определяется первый символ слова \(\beta\) и с помощью функции переходов \(\delta\) определяется следующее состояние автомата. Затем по новому состоянию и второму символу входного слова \(\alpha\) определяется второй символ выходного слова \(\beta\) и следующее состояние. И так далее. Поскольку функции \(\lambda\) и \(\delta\) тотальны, автомат \(S\) и состояние \(q\) определяют некоторый алгоритм преобразования слов в алфавите \(A\) в слова в алфавите \(B\).
Преобразование слов в алфавите \(A\) в слова алфавите \(B\) с помощью автомата \(S\) называется автоматным преобразованием и обычно обозначается той же буквой \(S\), что и автомат.
Автоматные преобразования обладают рядом полезных свойств, в частности:
- автоматное преобразование сохраняет длину , то есть результат преобразования состоит из такого же числа символов, что и аргумент, \(\mid\alpha\mid = \mid S(\alpha)\mid\);
- автоматное преобразование обладает свойством префикса ∇ , \(S(\alpha + \beta) = S(\alpha) + S(\beta)\), где \(+\) - операция конкатенации (сцепления строк).
∇ Другими словами, автоматное преобразование является гомоморфизмом, "уважающим" конкатенацию.
Автоматные преобразования и родственные им конструкции используются очень часто при компьютерной обработке текстов, например, в регулярных выражениях.
Реактивные системы . Конечный автомат можно интерпретировать и другим образом, а именно, можно считать, что элементы множества \(A\) - это стимулы (события), а элементы множества \(B\) - это реакции (обработчики событий). В таком случае, если задан автомат \(S\) и некоторое состояние \(q\) этого автомата, то описано автоматное поведение , то есть последовательность (возможно, бесконечная) пар "стимул - реакция".
Такого рода описание оказывается очень полезным на практике. Например, подавляющее большинство реальных устройств дискретного управления прекрасно описываются конечными автоматами. Другим примером может служить графический интерфейс пользователя в обычных приложениях. Такого рода программные системы часто называют реактивными (reactive).
Машина Тьюринга . Одна из самых популярных моделей вычислимости - машина Тьюринга - фактически является расширением модели конечного автомата, в которой допускается чтение и запись информации в потенциально бесконечную память.
В настоящее время общепринятым является тезис Чёрча–Тьюринга - фундаментальное утверждение, высказанное Алонзо Чёрчем и Аланом Тьюрингом в середине 1930-х годов. В самой общей форме оно гласит, что любая интуитивно вычислимая функция может быть вычислена некоторой машиной Тьюринга, и таким образом, понятие машины Тьюринга равнообъемно понятию алгоритма.
Таким образом, оказывается, что класс алгоритмов, которые можно описать автоматом, весьма широк, хотя и не всеобъемлющ ∇ .
∇ Подсказка для заинтригованного читателя: конечные автоматы не позволяют описать, например, такое поведение, которое может включать потенциально бесконечное число шагов, и при этом очередной шаг зависит от всех предшествующих шагов. Конечный автомат потому и называется конечным, что может "помнить" только конечное число шагов - не больше, чем число состояний в автомате. Машину Тьюринга "выручает" бесконечная лента - на ней можно запомнить все, что нужно.
Обычно при применении конечных автоматов используют некоторые дополнительные соглашения, которые не меняют сути дела и принимаются для удобства.
Во-первых , сразу выделяют одно состояние, которое считается начальным (обычно ему дают номер 0 или 1).
Автомат с выделенным начальным состоянием называется инициальным .
Инициальный автомат всегда начинает работу в одном и том же состоянии, поэтому специально это состояние указывать не нужно.
Во-вторых , можно рассмотреть случай, когда функция выходов \(\lambda\) имеет только один параметр - состояние - и выходной символ зависит только от состояния и не зависит от входного символа.
Автомат называется автоматом Мура , если функция выходов зависит только от состояния. В этом случае данная функция обычно обозначается \(\mu: Q \to B\) и называется функцией пометок .
Очевидно, что автомат Мура является частным случаем автомата Мили. Более того, нетрудно показать, что введением дополнительных состояний любой автомат Мили может быть преобразован в эквивалентный автомат Мура. Можно рассматривать и комбинированный вариант, когда определена как функция выходов, так и функция пометок, причем, может быть, частично.
В-третьих , иногда выделяют одно или несколько состояний, которые называются заключительными . Если автомат переходит в заключительное состояние, то работа автомата завершается - он больше не реагирует на события и не выдает выходных символов, хотя, быть может ещё остались необработанные входные символы. Заключительное состояние не является полноценным состоянием, поскольку для него не имеет смысла определять функции переходов и выходов, поэтому заключительное состояние считают псевдосостоянием .
Иногда используются еще два термина, связанные с состояниями. Состояние называется тупиковым , если автомат не может покинуть это состояние, то есть, не определены переходы, ведущие в другие состояния. Состояние называется недостижимым , если автомат не может попасть в это состояние, то есть, не определены переходы, ведущие в это состояние из других состояний.
Три перечисленных выше соглашения используются в UML. Однако этим не исчерпывается список возможных модификаций конечных автоматов. Мы перечислим некоторые, в том числе достаточно экстравагантные, хотя они и не применяются в UML.
Первая модификация является стандартным приемом в синтаксическом анализе. Автомату вообще не назначается функция выходов, только функция переходов. При этом среди состояний выделяется подмножество допускающих состояний (остальные состояния, соответственно, считаются недопускающими ). Если на вход такому автомату подать последовательность входных символов (анализируемое слово), то в конце работы автомат окажется в каком-то состоянии (допускающем или недопускающем). В первом случае говорят, что автомат допустил входное слово, а во втором - отверг. Такой автомат называется распознавателем , поскольку он распознает среди всех слов множество допустимых, т.е. распознает некоторый язык. Ответ на вопрос, каков класс языков, распознаваемых конечными автоматами, явился одним из первых фундаментальных результатов теории автоматов ∇ , и этот ответ довольно любопытен: автоматами можно распознать те и только те языки, которые описываются регулярными выражениями.
∇ Распространен предрассудок, что конечные автоматы применяются только для синтаксического анализа. Это не так. Действительно, первые результаты и первые применения теории автоматов были получены именно в синтаксическом анализе. Но потом появились другие результаты и другие области применения.
Вторая модификация состоит в том, чтобы рассматривать сети взаимодействующих конечных автоматов. Идея состоит в том, чтобы из элементарных автоматов строить более сложные конструкции. Элементарными можно считать автоматы, имеющие одно состояние.
Автомат, имеющий одно состояние, называется комбинационным .
Ясно, что в комбинационном автомате функция переходов тривиальна, и фактически комбинационный автомат$nbsp;- это просто функция, которая сопоставляет входному символу выходной.
При построении сетей рассматриваются следующие основные типы соединения автоматов: параллельное (автоматы имеют общий вход), последовательное (выход одного автомата является входом другого) и петля обратной связи (выход одного автомата является входом этого же автомата). Использование "мгновенной" обратной связи (когда выходной символ является одновременно и входным) может приводить к логическим парадоксам, поэтому в обратную связь включают "задержку": выходной символ является следующим входным символом. Довольно неожиданным может показаться следующий факт: любой конечный автомат ∇ можно представить сетью, состоящей только из комбинационных автоматов и задержек. Обоснование этого утверждения приведено на следующем рисунке, где фактически приведена сеть, которая является интерпретатором заданного конечного автомата \(S\). Здесь \(\lambda\) обозначает комбинационный автомат, вычисляющий функцию выходов автомата \(S\), \(\delta\) обозначает комбинационный автомат, вычисляющий функцию переходов автомата \(S\), а задержка на один такт обозначена буквой \(d\).
∇ Напомним, что исходя из определения, данного в начале этого параграфа, конечный автомат имеет конечное число состояний.
Впрочем, верно и обратное утверждение: для любой сети можно построить эквивалентный конечный автомат.
Можно пойти дальше за обозначенные и хорошо исследованные рамки и рассмотреть случай, когда состояния одного автомата являются входными символами других автоматов (эти другие автоматы "слушают", или "наблюдают", исходный автомат). Еще вариант - выходные символы одного автомата являются состояниями другого автомата. В последнем случае первый автомат "командует" вторым ∇ .
∇ Эти модификации относятся к классу экстравагантных и редко реализуются на практике, возможно, потому, что к ним еще не привыкли.
Третья модификация , которую мы хотим обозначить, состоит в том, чтобы рассматривать переходы (и иногда выходы) не как однозначные функции состояний и входов, а как многозначные отношения.
Если отношение перехода \(\delta\) является многозначным, \(\delta: A \times Q \to 2^Q\), то автомат называется недетерминированным .
На уровне метамодели UML у сущности класс (class) существует атрибут isActive , принимающий значения true или false . Если значение этого атрибута равно true , то класс называют активным (active class), и объект такого класса имеет собственный поток управления (см. параграф 4.5.6). По умолчанию значение данного свойства равно false и класс называют пассивным (passive class).
В следующих разделах рассматриваются все указанные средства более детально.