Авария булгарии. Теплоход "Булгария"

КАЗАНЬ, 10 июл — РИА Новости, Ирина Дурницына. Четыре года исполняется в пятницу с момента крушения в Татарстане двухпалубного дизель-электрохода "Булгария", во время которого погибли 122 человека.
Подсудимые по делу о крушении "Булгарии" по-прежнему не признают вины Сегодня с последним словом выступили фигуранты дела Тимергазеев и Семенов. Как и ранее, они заявили, что невиновны, и просили Верховный суд РТ отменить решение суда первой инстанции.Теплоход, на котором должно было быть не более 156 человек (120 пассажиров и 36 членов экипажа), 9 июля отправился в двухдневный рейс по маршруту Казань — Болгар — Казань со 163 пассажирами и 38 членами экипажа на борту. Около 12.30 мск 10 июля 2011 года "Булгария", вышедшая из Болгара в штормовую погоду, в считанные минуты затонула в трех километрах от берега на глубине 17-20 метров. Теплоходу не хватило до спасительной мели, где его верхняя палуба осталась бы над водой, примерно 50 метров и нескольких секунд. Из 201 человека выжили только 79, погибли 122 человека, в том числе 28 детей.
Мимо плотов с уцелевшими людьми прошли сухогруз "Арбат" и буксир "Дунайский 66", которые не оказали помощи терпящим бедствие. Примерно через два часа оставшихся в живых пассажиров и членов экипажа "Булгарии" спас экипаж теплохода "Арабелла", следовавшего по тому же маршруту.
Поисково-спасательная операция в районе крушения продолжалась 16 суток. Последних погибших спасатели извлекли из кают "Булгарии" утром 25 июля, когда судно уже было посажено на мель. Последняя жертва была опознана лишь 17 августа 2011 года.
Расследование дела продолжалось около двух лет, в мае 2013 года начался судебный процесс. Уголовное дело составило 100 томов, было допрошено более 1000 свидетелей, проведено более 250 различных экспертиз, потерпевшими были признаны более 200 человек, порядка 50 из них подали иски о возмещении морального вреда на сумму 202 миллиона рублей.
Как установили следствие и суд, в навигацию 2011 года "Булгария", построенная в Чехословакии в 1955 году, выполнила семь рейсов, практически в каждом происходили поломки. Восьмой, когда судно в условиях шторма шло лишь на одном двигателе, с неисправной осушительной системой, отказавшим в ходе рейса топливным насосом, со статическим правым креном и открытыми иллюминаторами, стал последним.
Московский районный суд Казани 7 июля 2014 года приговорил гендиректора ООО "АргоРечТур" (компания-субарендатор "Булгарии") Светлану Инякину, старпома "Булгарии" Рамиля Хаметова, начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирека Тимергазеева, бывшего главного госинспектора этого же отдела Владислава Семенова, старшего эксперта Камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова к срокам от 5 до 11 лет колонии общего режима. Ивашов был освобожден в зале суда, поскольку ввиду возраста (65 лет) и назначенного наказания (пять лет) попал под амнистию. В результате рассмотрения дела в апелляционной инстанции коллегия Верховного суда Татарстана в апреле 2015 года смягчила наказание Инякиной, которой окончательно назначено 9,5 лет лишения свободы, и ужесточила наказание Ивашову — до 5,5 лет заключения. Ивашов был арестован и направлен к месту отбывания наказания.
"Булгария" — речной круизный двухпалубный дизель‑электроход проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800) был построен в 1955 году на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в городе Комарно (Чехословакия, с 1993 года — Словакия).
Длина судна — 80,2 метра, ширина — 14 метров, осадка — 1.9 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 (дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400 лошадиных сил каждый. Корабль был рассчитан на 140 пассажиров , максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.
Дизель‑электроход имел класс Речного регистра "О" (Внутренние водные пути, реки и водохранилища, ограничение по силе ветра не свыше семи баллов).
Первоначально корабль имел, кроме одно-, двух- и четырехместных кают, также шести- и восьмиместные, но в процессе эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы .
На судне были два ресторана, бар, музыкальный салон, открытый солярий, медицинский пункт.
При постройке дизель‑электроход получил название "Украина", в феврале 2010 года был переименован в "Булгарию" в честь Волжской Булгарии.
До 1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт приписки — Горький, ныне Нижний Новгород), затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство").
В 1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. После окончания работ "Украину" ("Булгария") в числе других наименее зараженных судов вернули в эксплуатацию.
До 2003 года судно эксплуатировалось в Перми различными турфирмами. В 2003 году "Камское речное пароходство" по экономическим причинам отказалось от использования дизель‑электрохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке. В 2006 году корабль прошел доковый ремонт, в 2007 году его вновь спустили на воду.
Каждый год, начиная с 2007-го, у теплохода был новый арендатор .
В 2011 году корабль был арендован ООО "Бриз", которым в июне 2011 года сдан в субаренду казанской компании ООО "АргоРечТур" (Татарстан).
Судно бассейна реки Волги (в том числе по реке Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
Срок эксплуатации дизель‑электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.
9 июля 2011 года дизель‑электроход "Булгария" вышел из Казани в город Болгар в двухдневный круиз выходного дня. У судна был крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На борту находился 201 человек, из которых 147 человек — пассажиры.
10 июля 2011 года начавшаяся гроза со шквалистым ветром , возвращавшийся из Болгар в Казань, на правый бок.
Несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и в считанные минуты в трех километрах от берега в районе села Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана на глубине 20 метров.
Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров. Сигнал бедствия с "Булгарии" подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена.
Из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах, уцелевших плавсредствах и просто в воде рядом с ними.
Через некоторое время после крушения теплохода мимо спасшихся пассажиров прошло два грузовых судна — сухогруз "Арбат" и баржа с толкачом "Дунайский‑66", капитаны которых не остановились, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.
Спасшиеся после крушения "Булгарии" продержались в воде около двух часов, пока на помощь не подошел теплоход "Арабелла", который и спас оставшихся в живых людей.
Сразу после крушения началась поисково‑спасательная операция, которая продолжалась 16 суток.
25 октября 2011 года теплоход "Булгария" как вещественное доказательство по делу о кораблекрушении — Камскому речному пароходству. Корабль с помощью толкачей был отбуксирован на мелководье у поселка Куйбышевский Затон.
За неоказание помощи терпящим бедствие сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский‑66" Александр Егоров, которые, находясь в районе крушения "Булгарии", по мнению суда, не оказали всей необходимой помощи тонущим людям. Капитанам назначено наказание в виде штрафов — 130 тысяч рублей и 190 тысяч рублей соответственно.
10 июля 2012 года в годовщину трагедии на высоком берегу Волги в селе Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана в память о погибших на теплоходе "Булгария". Он состоит из часовенной церкви, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа "Булгарии" на центральной площади комплекса. В темное время суток с начала и до окончания периода судоходства осуществляется подсветка мемориала.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Мемориал, посвященный памяти пассажиров теплохода, расположен вблизи села Сюкеево, недалеко от которого случилась эта беда. От Казани до него два часа езды. Еще в прошлом году, здесь построили и открыли церковь и мечеть, установили памятник, на котором можно прочесть имена погибших.
Уже с утра в Сюкеево начали съезжаться родственники, друзья погибших, и все, кто до сих пор не может быть равнодушным к этой страшной трагедии, не может забыть 10 июля 2011 года. Сотни человек, с черными повязками принесли к мемориалу погибших цветы, игрушки, фотографии. Кладут гвоздики и застывают, не пряча слезы на глазах. Плачут здесь даже мужчины.
Мужчины не могут сдержать слез. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
9 июля 2011 года дизель-электроход отправился из Казани в Болгар (исторический памятник в Татарстане) в двухдневный круиз. Уже при отплытии судно имело крен на правый борт. Маршрут проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. 10 июля в 11 часов 15 минут теплоход отправился в обратный путь из Болгара в Казань. Погода была в тот день жуткая: шторм, волны, ветер.
В селе Сюкеево построили мечеть и церковь. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
В 13 часов 30 минут, в 2,5 километрах от берега, при маневре судно накренилось еще больше, палубы и каюты затопило. Буквально за пару минут теплоход ушел под воду. «Булгария» унесла с собой 122 жизни, в их числе 28 детей и пять беременных женщин. Спаслись только 79 человек.
Отец мысленно молил дочь опоздать на «Булгарию»
Родные до сих пор не верят, что девушки нет рядом. Мавлия Исмагилова — мать погибшей рассказывает, что «дочка всегда торопилась жить, все в руках горело». «Училась в кооперативном институте, в то же время работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Любила готовить, и угощать. Мы с ней были как подруги, могли часами обсуждать все на свете», — грустно говорит она, вспоминая свое дитя.
Айгуль Исмагилова была жизнерадостной девушкой. Фото из архива семьи Исмагиловых
Айгуль росла позитивной и доброй девочкой, умеющей радоваться и восхищаться обыденными вещами. До старших классов она жила в Новом Аракчино, на берегу Волги и очень любила купаться.
В марте 2011 г. девушка окончила вуз, устроилась в санаторий на новую работу. На 12 августа Айгуль и ее парень Руслан, знакомые до этого уже шесть лет, назначили свадьбу. Были куплены билеты и на свадебное путешествие и заказаны места в ресторане, по странному совпадению, с названием «Булгар».
В круиз на теплоходе Айгуль отправилась вместе с большой компанией. Подруга с работы Зухра Сабирова, отмечавшая день рождения, ее 12-летняя дочка, подруга, которую женщина взяла вместо приболевшего сына и еще две сотрудницы. Айгуль сопровождал Руслан, двоюродная сестра Альбина и друзья жениха — . Домой вернулись только трое: Женя, Альбина и Руслан.
Мама не хотела отпускать Айгуль в это путешествие, а отец, встревоженный погодой, мысленно просил дочь опоздать. Но не сложилось. Уже в Болгаре молодежь снова едва не отстала от теплохода, но отставшие от экскурсии туристы заплатили таксисту двойную цену, чтобы попасть на «Булгарию».
Родственники погибших смотрят на Волгу, будто надеясь отыскать близких. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
О том, что произошло на палубе теплохода, «АиФ.ru» рассказала Альбина — двоюродная сестра Айгуль. Теплоход компании изначально не понравился: все очень старое, убогое. Ребята старались не обращать на это внимания и веселились, отпуская то и дело шутки про «Титаник» и фотографировались на носу корабля, как в фильме, даже не подозревая, что сюжет кино может повториться и в реальной жизни.
Первыми забили тревогу девушки, которые находились не в каютах, когда теплоход начал тонуть. Побежали будить парней. В трюме было уже по колено.
Между второй и первой палубами дорогу к спасению преградили матросы. Не пускали к выходу, обещая выровнять судно. Но молодежь прорвалась. Только времени уже не осталось.
Альбина одной рукой зацепилась в лестничную перекладину, другой держала Айгуль. Когда «Булгария» завалилась набок, сестра упала в воду. Крик о помощи до сих пор не даёт покоя. Но что могла сделать девочка, которая, не умея плавать, секунду спустя сама полетела вниз и оказалась во власти мощного потока? Она убедила себя, что не спасется, и перестала сопротивляться. А выдыхая последний воздух, нашла выход на поверхность, где вода почти поглотила теплоход и нырял Руслан, выкрикивая имя Айгуль. Там Альбине повезло ещё раз. Беспомощную девушку вынесло прямиком к плоту. Она успела схватиться за окантовку, прежде чем вновь начала тонуть.
Родителям Айгуль новость сообщила мама Руслана: «Езжайте в порт, там всё узнаете». Но страшная весть перепуганным родителям пришла раньше — по радио в дороге. Сначала в худшее не верили. Ведь Айгуль плавает, ныряет. Она — борец! Для родственников был организован полёт на место трагедии на вертолёте, и папа отправился искать дочь. Когда вернулся, мама всё поняла по глазам. Последняя надежда растаяла.
Сегодня в доме Исмагиловых по прежнему много вещей Айгуль. После катастрофы их никто не убирал, рука не поднималась.
Свадебное путешествие на теплоходе
Евгений и Лесан Терешины ждали ребенка. Фото из архива семьи Терешеных
Евгений и Лейсан Терешины были женаты только две недели, когда 9 июля решили отправиться впутешествие на «Булгарии». К тому пара ждала ребенка: 20-летняя Лейсан была на 16 неделе беременности.
Мать девушки говорит, что со смертью дочери пропало всякое желание жить. Она — ее единственный долгожданный ребенок. Вот уже два года Лилия Салахиева постоянно болеет, не выходит на работу. «Раньше часто ходила по судам, но потом перестала, так как со здоровьем стало плохо, — признается она. — Хотелось бы, чтобы виновных наказали по справедливости».
Лейсан и Евгений встречались ровно год и прожили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра похожи и внешне, и характером.
Евгений Терешин рассказывает, что после экскурсии в Болгарах, на обратном пути, он спал в своей каюте в нижней части судна, Лейсан была на второй палубе. «Помню, что спал беспокойно, — вспоминает Евгений. — Снился шторм, ураган, но я так и не проснулся.
Мать Лейсан Терешиной каждый день плачет. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Потом меня разбудила Лейсан, я схватил её за руку и мы побежали наверх. Когда были на второй палубе, корабль резко наклонился и мы слетели с неё. Чтобы удержаться, я схватился за перила, но рука соскользнула, я упал в воду, и в этот момент наши руки разъединились».
Воздушной пробкой Евгения вышвырнуло на поверхность воды. Оглянувшись и увидев, что Лейсан нигде нет, он нырнул, но под водой перед ним оказалась одна из дверей тонущего корабля, в которую изнутри бились люди. Он отвернул ручку и открыл её, дав им возможность выбраться наружу... Но Лейсан среди них не было. В мутной воде парень искал любимую, но тщетно. Снова выплыл на поверхность, ещё один вздох и снова под воду. Но вода уже была не просто мутная, а чёрная — от мазута. В надежде Евгений продолжал руками ощупывать пространство вокруг себя...
Как оказался на плоту, а затем на — помнит плохо, но мысль, что Лейсан, возможно, спаслась, заставляла его искать её по всему кораблю. «Мой друг помнит крушение до мельчайших деталей, а у меня провалы, — говорит Женя. — Все в памяти выглядит так, как будто я смотрю клип. Но страшные крики тонущих людей я не забуду никогда».
Он верит, что Лейсан — там, на небесах, заботится о своём любимом муже. Она иногда снится ему, их общим друзьям, своей маме, являясь, как правило, чтобы предупредить о грядущих неприятностях.
«Мама, я самый счастливый ребенок на свете»
9-летний Руслан Назаров обожал кино про рыцарей и любил путешествовать. Фото из архива семьи Назаровых
Уже два года, после крушения теплохода кажется кошмарным сном, только не могут они проснуться.
Через несколько месяцев после трагедии сын приснился маме и сказал ей очень странную фразу: «Мы будем жить с вами». Мама, изумившись, переспросила: «Сынок, значит вас Там нет?». Мальчик подтвердил: «Нам разрешили жить и Там, и с вами, раз мы так погибли».
Гульнара Назарова тогда уже была беременна. И порою женщине кажется, что ее второй сын Владик — словно вернувшийся Руслан: они очень похожи.
Маленький Руслан был долгожданным ребенком, рос красивым, умным, улыбчивым, с сильным характером. Мальчик увлекался ушу, каратэ, шашками, футболом, постоянно что-то мастерил. Перед путешествием в Болгар мальчик ездил на сборы в лагерь возле Набережных Челнов. 9-летний Руслан Назаров обожал кино про рыцарей и любил путешествовать.
Гульнара до сих пор помнит, что перед посадкой на «Булгарию», сын вдруг сказал: «Мама, я самый счастливый ребенок на свете».
В минуты, когда теплоход начало затапливать, Гульнара и Руслан находились в музыкальном салоне. Как только услышали крики: «Теплоход тонет!», побежали за спасательными жилетами, которые оказались бесполезными: старые, без ремней они не желали держаться, особенно на ребенке. Когда теплоход накренился, вместе полетели вниз — в открытую каюту. Сверху падали другие дети. Внизу, под ногами какой-то мужчина в панике открыл окно, и вода стремительно стала прибывать.
Всё вокруг крутилось, Руслана выбило из рук безумными потоками воды. Они были такой силы, что унесли детей на два «этажа» вниз — многих малышей, игравших в музыкальной комнате, водолазы потом нашли в трюме. Гульнару накрыло водой, ударило головой. Секунды растягивались на часы. И только мысли мелькали — о сыне, о муже, о маме.
«Для родителей самое страшное — хоронить свое дитя». Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Очнулась Гульнара наверху — как выплыла, не знает. Вокруг барахтались другие люди. На плоту, скрестив ноги, сидел член команды. Смотрел на всех и ничего не предпринимал. Пока ждали помощи в шлюпках, плакали, кричали. Вычерпывали воду ладонями и кроссовками. Смотрели, как от сигнальных фальшфейеров падают искры на покрытую мазутом воду, и боялись погибнуть уже в огне...
Гульнара признается, что никогда не станет прежней. «Даже когда случается что-то хорошее, мы боимся порадоваться, стыдно становится перед погибшими», — рассказывает она.
После того как похоронили сына и прошло сорок дней, остались наедине с горем. Самыми страшными были ночи без сна и с множественными мыслями в голове. На Новый год Назаровы навести могилу сына, нарядили там ёлку, привезли Руслану подарки. А когда родился Владик, папа посреди ночи поехал к Руслану — сообщить светлую новость, ведь он так хотел братика!
Равиль Ягудин потерял внучку, жену и золовку. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Трагичных историй сотни, 10 июля 2011 г. забрала с собой гораздо больше, чем 122, живых душ. В дни памяти они собираются вместе, но каждый со своим горем. Равиль Ягудин, потерявший при крушении супругу, внучку и золовку, говорит: «Нужно из „Булгарии“ сделать памятник, чтобы люди знали, как хрупка человеческая жизнь».
Сейчас по делу о крушении теплохода идет суд. Следствие пришло к выводу, что причиной крушения стало несколько факторов: негодность судна к плаванию по техническому состоянию, и по уровню подготовки экипажа, нарушение правил безопасности судоходства, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений, как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации в навигацию 2011 года.
мои соболезнования, всем кто потерял в этот день своих родных, близких, знакомых...
10 июля 2011 года в Татарстане произошла крупнейшая речная катастрофа на Волге с начала 80-х годов. Недалеко от Булгара в считанные минуты затонул туристический теплоход «Булгария», совершавший круиз выходного дня по Волге. На судне 1955 года постройки, по последним данным находилось 208 человек, спасено 79 человек.
апд.12 июля
Работы по подъему потерпевшего крушение теплохода "Булгария" со дна Волги начнутся 16 июля
.
Последовательность событий после крушения на Волге теплохода:
День первый, 10 июля 2011 года, воскресенье
13.58
На Куйбышевском водохранилище около села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана, во время дождя, сильного ветра и волнения (высота волны - два метра) затонул - в течение от трех до пяти минут - на глубину 20 метров двухпалубный теплоход "Булгария", построенный еще в 1955 году в Чехословакии. Прогулочное судно следовало из города Болгар в Казань.
Полтора часа спустя
На следующем в Казань трехпалубном теплоходе «Арабелла» прозвучала команда капитана «Человек за бортом!». В полутора километрах от судна были замечены красные спасательные боты. Первым на борт «Арабеллы» был поднят старпом «Булгарии», который кричал: «Давайте плывите вперед, там женщины и дети!». Команда «Арабеллы» действовала слаженно и профессионально, быстро поднимая на борт с ботов всех, кто остался жив. Были спасены 78 человек.
Всего на борту | 208 человек | |
По путевкам 148 | Спасено 50 |
|
Экипаж 35 | Спасено 23 |
|
Не зарегистрированные 25 | Спасено 6 |
АПД.11.июля 12.00
В результате крушения судна погибли и пропали без вести около 120 человек. На борту судна в момент крушения находились 196 человек, причем часть из них - незарегистрированные туристы. Из воды удалось спасти 80 человек.
Перевозчик не имел лицензии на осуществление круизных прогулок на теплоходе "Булгария", затонувшем 10 июля в Куйбышевском водохранилище. Туристическая поездка была проведена незаконно, сообщил в ходе заседания оперативного штаба по ЧС представитель приволжской транспортной прокуратуры.
Также перевозчик допустил серьезные нарушения правил эксплуатации плавсредства: допустимое количество пассажиров судна было превышено на 50 человек. При этом судно отправилось в рейс с неисправным левым двигателем, и за три часа до крушения теплоход сильно накренился на правый бок.
Следователи намерены изъять необходимую документацию у владельца судна и компании-арендатора, а также дать правовую оценку деятельности работников диспетчерской службы государственного бассейнового управления о своевременности информирования о крушении теплохода. Известно, что в районе бедствия прошли два судна, однако они не помогли тонущим людям по неизвестной причине.
Развитие событий:
Воскресенье, 14.00 В ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от диспетчера движения Казанского водного пути поступает сообщение от капитана проходившего теплохода о том, что у деревни Сюкеево Камско-Устьинского муниципального района потерпел бедствие и затонул прогулочный теплоход «Булгария». Теплоход «Булгария» следовал рейсом из Болгар в Казань. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах и других самодельных плавсредствах.
Около 14.30-15.00 На место выезжают силы Камскоустьинского гарнизона пожарной охраны, Центра ГИМС и Поисково-спасательной службы. Из Казани вылетает вертолет Ми-8 авиазвена МЧС России с группой спасателей на борту.
16.00 МЧС обновляет данные - с теплохода спасены 78 человек из 173 находившихся на теплоходе, из них 140 пассажиров и 33 члена команды. Их переправляют в Казань на 3-х палубном судне «Арабелла», на метеоре. Также из Казани выехал теплоход ОМ-249. Одного пострадавшего доставили в районную больницу Булгар, становится известно, что одна женщина утонула.
Сотрудники МЧС докладывают - теплоход затонул на глубину 20 метров. Место ЧС от берега на расстоянии 3 км Камско-Устьинский район.
В Главном управлении МЧС РФ по РТ создан оперативный штаб.
Работает телефон горячей лини: 227-46-56 для уточнения текущей обстановки и списков спасенных и пострадавших.
МЧС России направляет в Татарстан Ил-76 с водолазами на борту. В том месте, где произошла катастрофа, ширина Куйбышевского водохранилища составляет 7,5 км, теплоход затонул ориентировочно в 3 км от берега на глубине около 20 м. Параллельно со спасательной операцией ведется расследование обстоятельств случившегося: Следственный комитет РФ по факту ЧП с теплоходом возбудил уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности эксплуатации судов». По одной из версий, озвученной федеральными телеканалами, причиной ЧП могла стать разгерметизация днища судна. В интервью телеканалу НТВ директор компании ООО «Агороречтур» (арендатор судна) Светлана Имякина утверждала, что «Булгария» находилась в технически исправном состоянии. Судно выполняло тур выходного дня по маршруту Казань-Булгар. Стоимость путевок (основной оператор их продажи - казанское агентство Интурволга) составляла от 1200 до 5000 рублей в зависимости от уровня каюты. Сегодня теплоход должен был доставить пассажиров в Казань, а завтра отправиться в Самару. Судя по расписанию, опубликованному на сайте агентства «Интурволга», этим летом предполагалась очень интенсивная эксплуатация теплохода. Гендиректор агентства Александр Елисеев сообщил РИА Новости, что пассажиры «Булгарии» не были застрахованы.
В блоге lyan_lyanych сообщается следующее:
«Щас выяснили, что мы не раз с Димычем на этом теплоходе "развлекателями" работали. Правда раньше он назывался "Украина". И вот что я вам скажу- этот теплоход не просто старый, а очень старый. Скорость у него очень низкая, из-за этого он постоянно опаздывал в порты, и вот шли мы например в Нижний, вместо 6 остановок- ну там монастырь Дивеево например- не останавливались потому, что шли оочень медленно. А медленно шли потому, (повторюсь) что он - старый. 50-ых годов выпуска. Раритет, ага. Как-то мы на нём встали на мель, дёрнуло адски, внизу потом матросы латали и чинили до глубокой ночи.
Там вообще нарушений столько, что можно завести стописят уголовных дел если что. Нарушения на каждом шагу, пассажиров всегда берут больше, во всех рейсах где были мы спали пассажиры на матрасах на полу, про качество жрачки молчу. В каждом порту они его ремонтировали, латали- ну о чём вообще речь! И главное на всех сайтах реклама ему такая www.straus-69.ru/index.php/-lr »
Затонувший теплоход "Булгария" |
"Старая калоша, помпезно именуемая "Булгария", по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам. 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань. За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за сто метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что, не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путёвки, чтобы за счёт них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г.Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов. Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс. Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зелёная стоянка. При том, что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры - люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но тот был непреклонен и исполнял волю барыги-хозяйки, навёрстывая опоздание. Но есть справедливость в свете! И за 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке. Нельзя обижать невиновных и наживаться за их счёт, получая деньги за не оказанные услуги и очень ненавязчивый "сервис"!"
Справка
Дизель-электроход «Булгария» проекта 785 был построен в 1955 году, первоначально принадлежало Волжскому пароходству, затем было передано в Камское пароходство (порт Чайковский). С 2003 по 2010 гг. судно не эксплуатировалось. В навигацию 2010 г. работало от компании «Водафлот», с 2011 г. - от ООО «АргоРечТур» (Казань). С момента постройки и до февраля 2010 г. называлось «УКРАИНА».
Основные характеристики:
Количество палуб: 2
Скорость хода: 20,5 км/ч
Мощность двигателя: 273 кВт
Количество двигателей: 2
Класс речного регистра: "о"
Пассажировместимость: 233
Длина: 80,2 м
Ширина: 14 м
Осадка: 1,9 м
Контекст
Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ
Московский районный суд Казани 7 июля Он затонул 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в Татарстане в трех километрах от берега. По данным Следственного комитета России, на судне в момент крушения находился 201 человек, из которых 122 погибли.
Институт персональной ответственности. Теплоход "Булгария"
Это крупнейшая катастрофа на воде в новейшей российской истории. Однако, при всей своей экстраординарности, состояла она из набора типичнейших элементов коррупции и халатности, благодаря которым экстремальность нашего туристического судоходства можно было приравнять едва ли ни к филиппинскому.
Три года назад эксперты не сомневались, что вся вина за крушение "Булгарии" будет свалена на капитана и его помощников, и их показательно накажут. Оставался один принципиальный, без преувеличения жизненно важный вопрос: что же будет с чиновниками, которые в лучших традициях Майкла Бэя создают сценарии будущих катастроф, обеспечивают функционирование системы распределенной ответственности, где никто не заинтересован в результате?
Катастрофический конец, построенной в 1955 году в Чехословакии "Булгарии", был предсказан еще за три месяца до трагедии. 24 апреля 2011 года на специализированном форуме владельцам судна и контролирующим органам было адресовано послание: "Все технические проблемы "Булгарии" известны… Если судовладелец вместо того, чтобы решить эти проблемы в межнавигационный период, выйдет с ними в новую навигацию - вся вина за возможные последствия лежит на судовладельце".
Для того, чтобы предотвратить катастрофу, достаточно было взглянуть на технические документы теплохода. "Капремонт на нем был проведен 30 лет назад, в 1980 году. Лицензия на перевозку пассажиров отсутствовала. Имелась неисправность левого двигателя, допущена перегрузка судна", - озвучила после катастрофы известные факты представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Кроме того, на "Булгарии" отсутствовали внутренние переборки, которые в случае пробоины должны удерживать судно на плаву.
Однако Минтранс признал корабль абсолютно исправным. "Очередное освидетельствование теплохода "Булгария" было проведено 15 июня 2011 года. Техническое состояние судна по всем элементам признано годным. Спасательное снабжение отвечало требованиям правил Российского речного регистра", - говорится в сообщении министерства.
Даже пассажиры и экипаж теплохода "Булгарии" пытались уговорить капитана прекратить рейс, говоря о поломках в двигателе и указывая на крен судна, но капитан настоял на продолжении плавания, - рассказал радист экипажа прессе. Но никто и ничто не могло предотвратить катастрофы. Спрашивается, почему, какова истинная природа этого рока?
Все просто: капитан не мог принять решения отправиться в рейс, как и прекратить его, без указания владельцев компании и теплохода. "Кто-то дал ему указание отправиться дальше", - рассказал СМИ один из членов экипажа. И перегрузка - один из факторов, приведших к кораблекрушению, стала прямым следствием указания, предъявленных капитану завышенных требований по достижению нормы выручки с эксплуатации судна, исчисляемой путем вычитания стоимости ремонта из суммы проданных билетов. По техническому регламенту на борту теплохода могли находиться не более 120 человек. На деле их оказалось едва ли не вдвое больше.
Отсутствие института персональной ответственности не только позволяло владельцам эксплуатировать неотремонтированные суда без спасательных средств (насколько известно, на “Булгарии” было всего два самораскрывающихся плота, число которых должно измеряться десятками), а капитанам соглашаться на смертельно опасный круиз. Она же позволяло членам команды, в нарушение всех писанных и неписанных правил, спасаться самим (из 33 членов команды спасено 23), бросив на погибель пассажиров и детей.
Что же мы имеем в итоге?
Возможно благодаря грандиозному резонансу в СМИ вокруг катастрофы, на этот раз суд принял поистине революционное, с точки зрения актуальности и реформирования правосознательности, решение. Фактически это прецедент внедрения в России института персональной ответственности.
Гендиректор ООО "АргоРечТур", компании-субарендатора затонувшего теплохода "Булгария", Светлана Инякина приговорена к 11 годам колонии общего режима. Начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирека Тимергазеева и бывшего главного госинспектора этого же отдела Владислава Семенова суд приговорил к 6 и 5 годам колонии общего режима соответственно. А старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова - к 5 годам лишения свободы, однако освободил его в зале суда по амнистии.
А вот бывшего первого помощника капитана затонувшего теплохода "Булгария" Рамиля Хаметова суд признал виновным только в нарушении правил безопасности эксплуатации водного транспорта, а вовсе не к непредумышленному убийству, и приговорил его к 6,5 годам колонии общего режима.
Капитаны: ответственность по умолчанию. Теплоход «Александр Суворов» и пароход «Адмирал Нахимов»
До этого решения суда практически всегда ответственность за любое происшествие на воде несли вовсе не владельцы, отправившие в плаванье непригодное судно, а именно капитаны. Так, например, к десяти годам лишения свободы был приговорен капитан "Александра Суворова" Владимир Клейменов.
© Максим Богданов
Теплоход потерпел крушение на Волге 5 июня 1983 года. При ясной видимости, хоть и в сумерках в 22 часа 45 минут, «Александр Суворов» на предельной скорости 25 километров в час вошел в непригодный для крупногабаритного судоходства пролет железнодорожного Ульяновского моста. Удар срезал ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом. Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 600 человек. Такая неопределенность связана с тем, что теплоход был перегружен.
Эксперты пришли к мнению, что причиной катастрофы стали четыре фактора: халатность первого штурмана, халатность рулевого, отсутствие сигнальных огней на мосту, а также то, что на пролете, через которое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшее своими очертаниями щит судового пролета. Кроме того, капитаны судов к тому времени уже несколько месяцев жаловались на аварийное состояние моста и прилегающего участка, однако железнодорожники так и не приняли необходимых мер.
Изучив все эти факторы, следствие предпочло возложить всю вину на капитана, который во время столкновения отдыхал в каюте. Поскольку на капитане не было обнаружено телесных повреждений, а команда судна не проявила никаких признаков дисциплины после катастрофы, на Клейменова также была возложена ответственность и за самоустранение от спасения пострадавших. На седьмом году заключения капитан “Александра Суворова” потом был освобожден по состоянию здоровья и через несколько месяцев умер от инфаркта.
Схожие обстоятельства сопутствовали «преступлению» капитана парохода «Адмирал Нахимов» Вадима Маркова. Собственно, его вина, за которую он был осужден на четыре года, заключалась в том, что капитан, задав обороты и курс судна, в 23 часа направился в свою каюту. На мостике остался второй помощник Чудновский, который 31 августа 1986 года обнаружил у выхода из порта Новороссийск опасное сближение с сухогрузом «Пётр Васёв». Он вышел на связь с ним и уточнил порядок расхождения, на что получил подтверждение, что сухогруз пропускает пароход.
В итоге, «Пётр Васёв», успев погасить скорость лишь до 5 узлов, вошел в середину правого борта парохода. По официальной версии, в результате катастрофы погибло 423 пассажира и членов экипажа. В марте 1987 года капитанов Маркова и Виктора Ткаченко («Пётр Васёв») признали виновными по статье 85 УК РСФСР («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»): первый получил четыре года, второй - десять лет лишения свободы (по другим данным, они оба получили по 15 лет лишения свободы). В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана были помилованы и выпущены на свободу.
© Nautical encyclopedia
Таким образом, вместо разбора всех причин, создавших предпосылки для возникновения трагедии (аварийный мост, непродуманная система указателей, сбои в правилах движения по бухте…), поиска ответственных (при риске выйти на слишком высокое начальство), следствие зачастую проявляет аналогичную халатность, сбрасывая всю вину на капитана, даже если никак не мог совершить ошибку, находясь в тот момент во сне.
Капитаны как прикрытие. Лайнер Costa Concordia и линкор «Новороссийск»
Впрочем, в ХХI веке даже в европейских странах ситуация изменилась не сильно. Как и в Средние века, ответственность за все несут капитаны, а политика судовладельческих компаний и действия чиновников практически никогда не принимаются судом к рассмотрению. Даже такая громкая история как крушение Costa Concordia, «нового Титаника», очевидно, закончится приговором одному капитану. Удивить может, разве что, только рекордный срок заключения.
Представитель обвинения предложил дать капитану Франческо Скеттино 15 лет лишения свободы за причинение смерти по неосторожности, 10 лет за крушение лайнера, по 8 лет за каждого из более чем 300 пассажиров, оставшихся на борту Costa Concordia, после того как Скеттино успешно завершил операцию по спасению себя, и по столько же лет за каждого погибшего. В общей сложности Скеттино грозит 2697 лет тюремного заключения.
В этом можно найти определенную логику, гораздо сложнее обнаружить ее признаки в действиях следствия. Изучив многочисленные случаи нарушения правил судоходства, допущенные Скеттино, следователей и суд так и не заинтересовал парадоксальный факт: как это Скеттино удалось, начав свою карьеру в компании Costa Cruises (дочка Carnival Corporation & plc) в 2002 году в качестве главы службы безопасности, уже четыре года спустя получить назначение на должность капитана Costa Concordia, при том, что, по правилам, для этого требуется двадцатилетний профессиональный стаж?
© REUTERS/, Paul Hanna
По данным Der Spiegel, компания прощала Скеттино многочисленные выходки и закрывала глаза на нарушения, поскольку фирма Costa Cruises использовала его лицо в маркетинговых целях. Рекламные картины недавнего прошлого показывали Скеттино, стоящим на капитанском мостике и уверенно проводящим свой корабль через Гудзон на фоне силуэта Манхеттена. Вот такой образцовый капитан признался, что уже неоднократно совершал тот самый фатальный маневр: подводил судно ближе к берегу острова Джильо, чтобы поприветствовать проживающего там своего знакомого, бывшего капитана Costa Concordia. Трудно поверить, что об этом не знал никто из руководства компании.
Катастрофа произошла близ острова Джильо в Средиземном море 13 января 2012 года, когда на борту лайнера находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. Судно отклонилось от курса на 3-4 мили и наскочило на каменный риф, получив пробоину длиной 53 метра и шириной до 7,3 метра. Экипаж Costa Concordia провалил спасательную операцию. Почти час после столкновения капитан препятствовал эвакуации, дважды объявив, что у судна просто небольшие проблемы с генератором. Сам Скеттино, по данным следствия, покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия. Так он избежал паники и давки, которая началась ближе к 23 часам, когда крен достиг 30 градусов и раздался сигнал, означавший, что пассажирам надо покинуть судно.
После того как стало известно о 32 погибших, капитан Скеттино дал новые показания, обвинив менеджера компании Carnival Corporation & plc, которой принадлежало судно, в том, что он ему указывал куда плыть и заставил его подойти слишком близко к берегу. Однако судебного никакого продолжения эта информация не возымела. Получается, российское правосудие, посадившее в тюрьму руководство компании, которое, по некоторым данным, заставило капитана неисправной «Булгарии» выйти на рейс, оказалось более прогрессивным, чем итальянское.
Другой занимательная история катастрофы на воде, еще теснее связывающей Россию с Италией, загадка затопления линкора «Новороссийск», спустя более полувека, возможно, получила неожиданную развязку.
Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся с мероприятий по празднованию столетия обороны Севастополя и занял место на «бочке». В полвторого ночи под корпусом корабля в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000-1200 кг тротила. Он насквозь пробил корпус линкора, вырвал часть палубы и пробил в подводной части дыру в 150 кв.м. Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек.
Оперативно прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко приостановил начатую буксировку линкора на мелководье. Когда же он решил уже лично отдать аналогичное приказание, оно уже оказалось бессмысленным: носовая часть села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до тысячи человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. Линкор лег на левый борт, уткнулся мачтами в грунт и вскоре полностью исчез под водой. В катастрофе погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.
Согласно официальной версии, выдвинутой правительственной комиссией, линкор подорвался на донной магнитной мине, установленной немцами в 1944 году при уходе из Севастополя. Уже тогда эта версия вызвала большие сомнения у специалистов: источники электропитания вытраленных пятидесятых годах донных мин оказывались разряженными, а взрыватели - неработоспособными.
В результате расследования оказались понижены в звании и должности, с вынесением выговора: адмирал, главнокомандующий ВМФ СССР Николай Кузнецов, вице-адмирал, командующий Черноморским флотом Виктор Пархоменко, вице-адмирал Николай Кулаков, контр-адмирал Анатолий Галицкий, контр-адмирал Николай Никольский. Поскольку капитана в данном случае обвинить было никак нельзя, никто не сел.
И только в августе 2013 года бывший диверсант итальянского спецподразделения боевых пловцов Уго Д"Эспозито рассказал изданию 4Arts, что «взрыв советского линкора Черноморского флота в 1955 году в порту Севастополя был делом рук итальянского ВМФ. Командование 10-й флотилии не желало видеть "Новороссийск" в качестве советского линкора. Судно до 1949 года под именем "Джулио Чезаре" принадлежало итальянскому флоту».
После этого заявления российские ветераны-моряки, многие из которых стали после инцидента инвалидами, потребовали провести международное расследование по факту уничтожения корабля.
XIX век как точка отсчета. Пароходы Atlantic и Princess Alice
Нынешнее законодательство Западного мира, заточенное на капитанов, видимо, наследие XIX века, когда кодекс морских традиций был редуцирован устремившимися в погоню за первичным накоплением капитала компаниями до единоличной ответственности капитана, во избежание риска выплаты компенсаций.
Череде грандиозных кораблекрушений того века, число жертв которых исчислялось сотнями, посвящено множество книг. Из десятка примеров можно выделить два, характеризующих три главных причины «беспредела на воде»: завышенные требования экономической эффективности, слабая изученность морского дна, непроработанность законов и правил. Перед всеми тремя капитаны оказались бессильны, что не уберегло их от несправедливых обвинений.
Так, например, считается, что английский пассажирский пароход Atlantic погиб на скалах у побережья Новой Шотландии 1 апреля 1873 года из-за навигационной ошибки капитана Уильямса. Катастрофе, унесшей жизни 547 человек, предшествовал длившийся несколько дней сильный шторм. Он вынудил капитана сбавить ход и идти со скоростью пять узлов. Непогода плохо подействовала на команду и пассажиров: участились случаи драк, матросы начали воровать со склада спиртное.
Капитан же перед выходом в море получил от владельцев компании White Star строгое требование прибыть в Нью-Йорк точно в назначенное время. White Star боролась за контроль над «голубой лентой Атлантики», ради чего набирали молодых капитанов, готовых рисковать, и заставляли их нарушать требования безопасности и здравого смысла. Однако в этом рейса из-за шторма Atlantic настолько выбился из графика, что в его бункере оставалось угля на 15-20 часов, а воды и продовольствия хватило бы на двое суток, а идти предстояло еще 740 км.
Капитан Уильямс принял решение идти в ближайший порт Галифакс, где он еще ни разу не был. За несколько десятков метров до берега судно наскочило на подводные камни. Atlantic накренился на левый борт, и все шлюпки этого борта смыло огромными волнами. Через двадцать минут судно переломилось, носовая часть Atlantic опрокинулась на левый борт, а корма, где находились почти все женщины и дети, быстро утонула. Капитан Уильямс и старший помощник Ферт оставались на судне до конца.
При расследовании причин кораблекрушения выяснилось, что Atlantic наскочил на камни острова Марс за маяком Самбро, огонь которого так и не разглядел сквозь туман второй помощник капитана. Он искал огонь маяка с левого борта, а на самом деле Atlantic должен был оставить его справа. Во всем обвинили капитана, однако наказали относительно легко: Уильямса лишили капитанского диплома.
В еще более безысходную ситуацию попал капитан Princess Alice Уильям Гринстед. 3 сентября 1878 года этот английский речной экскурсионный пароход затонул на Темзе после столкновения с грузовым судном Bywell Castle. В результате «Великой темзенской трагедии» погибло более 700 человек, большую часть которых составили женщины и дети.
Заметили эти два судна друг друга еще в полвосьмого вечера, когда видимость была отличной, а ширина Темзы в месте встречи судов равнялась примерно 500 метрам. Единственной проблемой стало то, что в те годы в Англии еще не существовало единых правил расхождения морских и речных судов на фарватере реки.
Пока пароходы сблизились, наступила темнота, и каждый из капитанов смог судить о курсе встречного судна только по положению ходовых огней. Они не поняли маневров друг друга, угольщик своим прямым форштевнем ударил в правый борт Princess Alice чуть позади гребного колеса. Нос парохода вместимостью разрушил машинное отделение и фактически разрезал корпус судна пополам.
Столкновение еще можно было списать на случайность. При том, не совсем фатальную. После удара нос Bywell Castle некоторое время оставался в пробоине борта Princess Alice, которая еще держалась на плаву. Однако главную ошибку совершил капитан угольщика Томас Харрисон, который он дал команду «задний ход». Форштевень парохода освободился из пробоины, куда потоком хлынула вода. Корпус Princess Alice почти сразу переломился на две части и затонул.
Дело пересматривалось в Адмиралтейском суде, который пришел к выводу, что вина полностью лежит на погибшем капитане Princess Alice. Харрисон и законодатели оказались непричастны к трагедии.
Переломные процессы. Лайнеры Empress of Ireland и La Bourgogne
Ну рубеже XIX и XX веков катастрофы на воде стали настолько часты и приняли такие грандиозные масштабы, что дальше закрывать глаза на антигуманную политику компаний могло подорвать общественное доверие к водному виду транспорта в принципе, не говоря уж об ответных акциях и превращении некоторых кораблей в зоны свободного от права и законов поведения.
Важным прецедентом стал процесс по делу Empress of Ireland. Этот канадский пассажирский лайнер 29 мая 1914 года во время своего регулярного рейса столкнулся с норвежским углевозом Sturstadt на реке Святого Лаврентия. Через 14 минут он затонул, погубив 1014 человек из 1477. Детали катастрофы сильно напоминают происшедшее с Princess Alice - только произошло столкновение чуть позже, в 2 ночи, и при сильном тумане.
© wikipedia.org
Sturstadt сделал ту же ошибку, дав задний ход, но канадский суд, возможно, во избежание дальнейшего дублирования этого рокового промаха все-таки обвинил лоцмана углевоза в гибели лайнера. В число подозреваемых попал и выживший капитан Empress of Ireland. Канадская компания выиграла судебное дело против А. Ф. Клавенесса, владельца Sturstadt. Суд обязывал владельца выплатить Канаде 2 миллиона долларов США. Неспособный заплатить по счетам, Клавенесс был вынужден продать нуждавшийся в ремонте Sturstadt за 175 тысяч долларов и объявить себя банкротом. Тем самым, был создан прецедент привлечения к материальной ответственности владельца, а не только капитана или лоцмана.
Это был крайне актуальный прецедент, поскольку фактическая безответственность остальных членов команды, кроме капитана, привела к тому, что экипажи судов забыли обо всех традиционных нормах поведения на корабле и стали даже потенциально опасны для пассажиров.
После трагедии La Bourgogne 4 июля 1898 года стало очевидно, что если дальше продолжать сваливать всю вину на капитанов, то пассажирский флот, в конце концов, превратится в пиратский.
La Bourgogne вышла из Нью-Йорка с более чем 597 пассажирами и 128 членами экипажа на борту, и около 5 часов утра, недалеко от острова Сейбл, в густом тумане столкнулся с барком Cromartyshire. Шлюпки с правого борта лайнера оказались разбиты, капитан La Bourgogne принял решение выбросить судно на песчаную отмель, но затопление шло быстро и менее чем через час после столкновения лайнер затонул.
Однако это была только прелюдия к настоящей катастрофе гуманизма. Как только корабль начал тонуть на палубе воцарилась кровавая вакханалия. Многие пассажиры были убиты в борьбе за место в шлюпках, в драках за спасательные жилеты, и даже после погружения корабля в пучину. Зачинщиками беспорядков выступили австрийские матросы. Они начали стрелять в других пассажиров, прокладывая себе путь к шлюпкам. Их примеру последовали и пассажиры третьего класса: выходцы из низов пустили в ход ножи. Когда лайнер затонул, люди подплывали к шлюпкам или плотам, но сидевшие в них били тонущих веслами по голове, резали хватавшиеся за борта пальцы.